Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
Комментарий к статье 1.3
Комментируемая ст. 1.3 КоАП РФ посвящена предметам ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Исходя из Конституции РФ следует, что:
а) административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции).
При этом региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ (решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2017 по делу N 3а-121/2017);
б) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции).
Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установлены ст. 1.3 КоАП РФ;
б) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции).
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установлены ст. 1.3.1 КоАП РФ;
в) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции и ч. 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 3 ст. 76 Конституции).
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
При этом суды, разъяснившие порядок применения нормы п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, обращают внимание на следующее обстоятельство. Региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ (решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2017 по делу N 3а-121/2017).
Вместе с тем федеральные законы могут возложить полномочия по применению административной ответственности по вопросам федерального значения на органы государственной власти субъектов Федерации. Так, уже упомянутая ст. 23.66 КоАП в числе контрольных органов в сфере закупок предусматривает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок. Данное положение находится в единстве со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - "Контроль в сфере закупок". Указанная статья содержит как перечень органов контроля (среди которых упомянуты и органы исполнительной власти субъектов Федерации), так и полномочия данных органов по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Но эти полномочия ограничены федеральным законом совершением правонарушений при осуществлении закупок для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.