Комментарии.org Комментарии Российского законодательства
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 50vh;">
Статья 3. Ответственность общества

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья регламентирует гражданско-правовую ответственность общества. Часть первая ГК РФ не содержит подобные нормы применительно к ответственности ни обществ в частности, ни хозяйственных товариществ и обществ в целом. Соответствующие вопросы урегулированы общими нормами ст. 56 данного Кодекса об ответственности юридического лица. На основании этих норм в прежней редакции (статья изложена Законом 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции) и закреплены положения комментируемой статьи, причем во многом в точности по аналогии с положениями ст. 3 Закона об АО об ответственности акционерного общества.
Норма п. 1 комментируемой статьи основана на общем правиле п. 1 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) о том, что юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. После внесения Законом 2014 г. N 99-ФЗ изменений в ч. 1 п. 1 ст. 56 Кодекса установлено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а в ч. 2 данного пункта говорится об особенностях ответственности казенного предприятия, учреждения и религиозной организации по своим обязательствам.
Несение ответственности по своим обязательствам указано в п. 1 ст. 48 данного Кодекса в качестве одного из сущностных признаков юридического лица. Как установлено в п. 1 ст. 66 данного Кодекса, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу (см. комментарий к ст. 2 Закона).
Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации определены в гл. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ч. 2 ст. 79 указанной главы перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается федеральным законом. Такая же норма содержится в ч. 2 ст. 446 ГПК РФ. В этом отношении следует отметить, что комментируемый Закон не содержит норм, определяющих виды имущества общества, на которое не может быть обращено взыскание.
2. Положение п. 2 комментируемой статьи основано на общих правилах ч. 1 п. 3 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции, согласно которым учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Законом 2014 г. N 99-ФЗ данные положения перенесены в п. 2 данной статьи в новой редакции, при этом уточнено, что исключения из приведенных общих правил устанавливаются не ГК РФ либо учредительными документами юридического лица, а ГК РФ и другими законами.
Детализируя данные правила, п. 2 комментируемой статьи императивно устанавливает, что общество не отвечает по обязательствам своих участников, т.е. не допускает возможность установления в уставе общества изъятий из данного правила. В то же время норма ч. 2 п. 2 ст. 89 ГК РФ и п. 6 ст. 11 комментируемого Закона допускает, что общество может взять на себя ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением. Размер такой ответственности общества согласно п. 6 ст. 11 в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества (см. комментарий к указанной статье).
3. В пункте 3 комментируемой статьи воспроизведено общее правило ч. 2 п. 3 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции, согласно которому в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Указанные положения ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ не вошли в новую редакцию указанной статьи, т.е. после внесения изменений Законом 2014 г. N 99-ФЗ, хотя в п. 1.8 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось указанные положения дополнить правилом о субсидиарной виновной имущественной ответственности учредителей, участников, выгодоприобретателей и иных лиц, имеющих возможность определять решения о совершении сделок, принимаемые юридическим лицом, перед его контрагентами по сделке.
Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, субсидиарная ответственность по обязательствам общества может быть возложена только в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине указанных в данной норме лиц.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении СКЭС ВС России от 21 апреля 2016 г. N 302-ЭС14-1472 по делу N А33-1677/13 <82>, необходимым условием возложения субсидиарной ответственности на участника является наличие причинно-следственной связи между использованием им своих прав и (или) возможностей в отношении контролируемого хозяйствующего субъекта и совокупностью юридически значимых действий, совершенных подконтрольной организацией, результатом которых стала ее несостоятельность (банкротство).
--------------------------------
<82> .

На основе указанного Определения в п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) <83>, утв. Президиумом ВС России 6 июля 2016 г., сформулирована следующая практическая рекомендация: при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, контролирующее лицо несет бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий и их совершения без цели причинения вреда кредиторам подконтрольной организации.
--------------------------------
<83> БВС РФ. 2017. N 3; N 4.

Общие нормы о субсидиарной ответственности закреплены в ст. 399 части первой ГК РФ. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов регламентирована положениями гл. III.2 "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве" Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (глава введена Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ) <84>. Положениями названной главы регламентированы также субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника и ответственность за нарушение законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве).
--------------------------------
<84> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; www.pravo.gov.ru. 2017. 30 июля.

В Постановлении Пленума ВС России от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" <85> даны разъяснения о целях обеспечения единства практики применения судами положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве. В разделе "Общие принципы привлечения контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" названного Постановления разъяснено следующее:
--------------------------------
<85> РГ. 2017. 29 декабря. N 297.

привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (п. 1 ст. 48 ГК РФ), его самостоятельную ответственность (ст. 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (ст. 10 ГК РФ) (п. 1);
при привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в части, не противоречащей специальным положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", подлежат применению общие положения главы 25 части первой и главы 59 части второй ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда (п. 2).
3.1. Положения п. 3.1 комментируемой статьи определяют особенности ответственности общества в случае исключения его из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц. Данный пункт введен 28 июня 2017 г. Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ, принятым в рамках совершенствования мер по обеспечению интересов кредиторов при банкротстве юридического лица.
Речь идет о предусмотренной в ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. того же Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ) процедуре исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Как установлено в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ <86>), юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом); такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Законом.
--------------------------------
<86> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2722.

Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 г. N 32н <87> утверждены форма справки налогового органа, подтверждающей непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и форма справки налогового органа, подтверждающей отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающей отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов.
--------------------------------
<87> БНА ФОИВ. 2006. N 14.

Разъяснения о применении положений Закона о государственной регистрации юридических лиц даны в Постановлении Пленума ВАС России от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" <88>, а также в информационном письме Президиума ВАС России от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <89>.
--------------------------------
<88> ВВАС РФ. 2007. N 2.
<89> ВВАС РФ. 2006. N 4.

Процедура прекращения недействующего юридического лица предусмотрена также статьей 64.2 части первой ГК РФ (статья введена Законом 2014 г. N 99-ФЗ). Как установлено в п. 2 этой статьи, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные данным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В соответствии с ч. 1 п. 3.1 комментируемой статьи исключение общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства.
Речь идет о следующей норме ч. 2 п. 1 ст. 399 "Субсидиарная ответственность" части первой ГК РФ: если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Часть 2 п. 3.1 комментируемой статьи предусматривает, что при исключении общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, если неисполнение обязательств общества (в т.ч. вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в п. п. 1 - 3 ст. 53.1 части первой ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. О лицах, указанных в п. п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, см. комментарий к ст. 44 Закона.
Налоговым органам в отношении субсидиарной ответственности исключенных из ЕГРЮЛ лиц в п. 12.3 письма ФНС России от 16 августа 2017 г. N СА-4-18/16148@ "О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ" <90> предписано иметь в виду следующее:
--------------------------------
<90> .

указания в части организации работы по субсидиарной ответственности в случае исключения из ЕГРЮЛ недействующих ООО с задолженностью направлены письмами ФНС России от 27 июня 2017 г. N СА-4-18/12244@, от 4 июля 2017 г. N ЕД-4-18/12864@, от 12 июля 2017 г. N ЕД-4-18/13479@;
анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности необходимо провести по всем юридическим лицам, по которым еще не истек срок исковой давности по привлечению контролирующих должника лиц к ответственности;
поскольку нет специального срока исковой давности, урегулированного пунктом 3.1 комментируемой статьи, учитываются общие положения этого Закона, а также ст. 53.1 ГК РФ (три года - ст. 196 ГК РФ);
кредиторы получили право на прямой иск от кредитора к субсидиарному ответчику, связанное с правом, которое было у юридического лица и ранее, но отсутствовала возможность реализации такого права для недействующего юридического лица;
следовательно, поскольку изменились процессуальные механизмы для привлечения к такому виду имущественной ответственности, а не материально-правовые основания, иски по п. 3.1 комментируемой статьи подаются в т.ч. в отношении неправомерных действий, совершенных до 28 июля 2017 г., но в пределах срока исковой давности.
4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплено, что Россия, субъекты РФ и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам России, субъектов РФ и муниципальных образований.
В основе данных правил разграничения имущественной ответственности общества и указанных публично-правовых образований по обязательствам друг друга лежат общие нормы п. п. 2 и 3 ст. 126 части первой ГК РФ, согласно которым: юридические лица, созданные Россией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п. 2); Россия, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3).
В то же время данные общие нормы не являются абсолютными. Так, непосредственно из п. 6 указанной статьи следует, что изложенные правила не распространяются на случаи, когда Россия, субъект РФ или муниципальное образование приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам юридического лица либо юридическое лицо приняло на себя гарантию (поручительство) по обязательствам данных публично-правовых образований.


правое меню
Реклама:

Счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2007 - 2019 гг. Комментарии.ORG. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!