Статья 53. Присоединение общества
Комментарий к статье 53
1. В пункте 1 комментируемой статьи аналогично норме п. 1 ст. 17 Закона об АО определено, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Обе указанные нормы основаны на общей норме п. 2 ст. 58 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которой при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Выше говорилось (см. комментарий к ст. 51 Закона), что согласно п. 3 ст. 57 части первой ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Такие случаи установлены в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются присоединение:
одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд рублей (п. 2);
одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ) (п. 3).
При этом подлежат применению упоминавшиеся выше (см. комментарий к ст. 6 Закона) Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 и от 18 октября 2014 г. N 1072.
2. В пункте 2 комментируемой статьи регламентирован первоначальный этап реорганизации обществ в форме присоединения. Этот этап заключается в проведении отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации (а их может быть два и более), общих собраний участников общества. Если присоединяемых обществ несколько, то общие собрания участников этих обществ также проводятся отдельно. При созыве и проведении таких общих собраний применяются общие нормы ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке созыва и проведения общего собрания участников общества.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи на общем собрании участников присоединяемого общества: принимается решение о реорганизации в форме присоединения; утверждается договор о присоединении; утверждается передаточный акт. На общем собрании участников общества, к которому осуществляется присоединение, только принимается решение о реорганизации в форме присоединения и утверждается договор о присоединении.
Договор о присоединении не является учредительным документом общества. Это следует не только из концептуальной новеллы Закона 2008 г. N 312-ФЗ, согласно которой исключительно устав общества является учредительным документом общества (см. комментарий к ст. 12 Закона), но и из соответствующих сохраняющих свою практическую значимость разъяснений, данных в подп. "б" п. 25 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14.
В соответствии с п. 7 ст. 45 и п. 7 ст. 46 комментируемого Закона положения указанных статей, регламентирующие механизмы совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок, к договору о присоединении не применяются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении СКЭС ВС России от 18 марта 2015 г. N 305-ЭС14-4611 по делу N А41-348/13 <258>, само по себе признание недействительным (ничтожным) решения собрания о реорганизации и договора о присоединении не может повлечь таких правовых последствий, как восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации; надлежащим способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенных прав, является предъявление требований о признании недействительной самой сделки по реорганизации и о применении последствий ее недействительности, в том числе в виде восстановления в ЕГРЮЛ юридического лица, которое было присоединено с нарушением законодательства, распределения прав и обязанностей возникшего после реорганизации общества, возврата реорганизованным лицам имущества.
--------------------------------
<258> .
В пункте 1.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), направленного письмом ФНС России от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@, приведен пример, на основе которого сформирована следующая практическая рекомендация: из положений комментируемой статьи следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения с участием более двух юридических лиц заключается один совместный договор о присоединении.
3. После проведения отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации, общих собраний участников общества, на которых приняты решения о реорганизации в форме присоединения и утвержден договор о присоединении (а в присоединяемом обществе - также об утверждении передаточного акта), следует второй этап присоединения обществ, регламентированный в п. 3 комментируемой статьи, - проведение совместного общего собрания участников обществ, участвующих в присоединении. По сути, речь идет об общем собрании участников обществ, к которому осуществляется присоединение.
Сроки и порядок проведения такого общего собрания в соответствии с данной нормой должны быть определены в договоре о присоединении. Как представляется, при этом могут использоваться общие нормы ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке созыва и проведения общего собрания участников общества, но эти нормы не являются обязательными при установлении сроков и порядка проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в присоединении.
В пункте 3 комментируемой статьи указано на единственный вопрос, который решается на таком общем собрании в обязательном порядке, - это внесение в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменений, предусмотренных договором о присоединении. Как указано в данной норме, все иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение, решаются на таком общем собрании "при необходимости".
Рассматриваемая норма претерпела изменения с принятием Закона 2008 г. N 312-ФЗ. До внесения указанным Законом изменений предусматривалось, что такое общее собрание вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей. Данные изменения охватываются концептуальными новеллами Закона 2008 г. N 312-ФЗ о том, что только устав общества является учредительным документом общества и что сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества в уставе общества не указываются (см. комментарий к ст. 12 Закона).
3.1. В соответствии с п. 3.1 комментируемой статьи при присоединении общества подлежат погашению: принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение (подп. 1); доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу (подп. 2); доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение (подп. 3); принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества (подп. 4). Иными словами, у общества, которое присоединяется, погашаются принадлежащие ему доли, во-первых, в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение, и, во-вторых, в собственном уставном капитале. У общества, к которому осуществляется присоединение, погашаются принадлежащие ему доли, во-первых, в уставном капитале общества, которое присоединяется, и, во-вторых, в собственном уставном капитале.
Пункт 3.1 включен в комментируемую статью Законом 2008 г. N 312-ФЗ и устанавливает регулирование, аналогичное содержащемуся в п. 4 ст. 17 Закона об АО. Согласно указанной норме (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ) при присоединении акционерного общества погашаются: собственные акции, принадлежащие присоединяемому акционерному обществу; акции присоединяемого акционерного общества, принадлежащие акционерному обществу, к которому осуществляется присоединение; принадлежащие присоединяемому акционерному обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.
Однако в отличие от п. 4 ст. 17 Закона об АО в подп. 4 п. 3.1 комментируемой статьи установлено, что погашению подлежат и принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества. Еще одним отличием является то, что правило, согласно которому подлежат погашению принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение, сформулировано как императивное, т.е. договором о присоединении не может быть исключено применение данного правила. Как предусмотрено в п. 4.1 ст. 17 Закона об АО, в случае, если собственные акции, принадлежащие акционерному обществу, к которому было осуществлено присоединение, не подлежат погашению в соответствии с подп. 3 п. 4 данной статьи, такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды; такие акции должны быть реализованы акционерным обществом по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения акционерным обществом, в ином случае акционерное общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.
В пункте 1.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017), направленного письмом ФНС России от 28 декабря 2017 г. N ГД-4-14/26814@, приведен следующий пример: несоответствие представленного в регистрирующий орган договора о присоединении положениям п. 3.1 комментируемой статьи послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Как отмечено при этом, суд пришел к выводу, что пункт договора противоречит положениям п. 3.1 комментируемой статьи, которыми определено, что при реорганизации подлежат погашению только те доли, которые принадлежат юридическим лицам - непосредственным участникам реорганизации; судом правильно отмечено, что указанная норма права четко определяет список случаев, при которых доли реорганизуемых юридических лиц подлежат погашению, и не содержит каких-либо исключений.
4. В пункте 4 комментируемой статьи по аналогии с нормой п. 5 ст. 17 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) установлено, что при присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом. Обе указанные нормы основаны на упоминавшейся выше общей норме п. 2 ст. 58 части первой ГК РФ, в прежней редакции, предусматривавшей, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Однако Законом 2014 г. N 99-ФЗ из указанной общей нормы исключено указание на передаточный акт. Таким образом, согласно этой норме в новой редакции для осуществления правопреемства при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу нет необходимости составления передаточного акта, соответствующего установленным требованиям. Соответственно, для установления того, произошло ли правопреемство по каким-либо обязательствам при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или нет, нет необходимости обращения к передаточному акту. Осуществление правопреемства при указанной форме реорганизации презюмируется.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25, согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта; факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.