Статья 56. Преобразование общества
Комментарий к статье 56
1. В пункте 1 комментируемой статьи по аналогии с нормой п. 1 ст. 20 Закона об АО не дано определение понятия реорганизации общества в форме преобразования, а указано, в какие виды юридических лиц может быть преобразовано общество. Определение же понятия реорганизации общества следует из общей нормы п. 5 ст. 58 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ), устанавливающей, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Там же, в п. 5 ст. 58 ГК РФ, установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица" данного Кодекса не применяются. Согласно разъяснению, данному в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25, исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в т.ч. в форме преобразования.
Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 51 Закона), согласно п. 3 ст. 57 части первой ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Однако в отличие от реорганизации в форме слияния или присоединения (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 Закона) такие случаи для реорганизации в форме преобразования в Федеральном законе "О защите конкуренции" не установлены.
Норма п. 1 комментируемой статьи вслед за нормой п. 2 ст. 92 части первой ГК РФ в прежней редакции предусматривает, что общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида (т.е. в акционерное общество или общество с дополнительной ответственностью), хозяйственное товарищество (т.е. в полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное товарищество)) или производственный кооператив. Обе указанные нормы Законом 2008 г. N 312-ФЗ излагались в новой редакции. До принятия указанного Закона норма п. 2 ст. 92 данного Кодекса предусматривала, что общество вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив, а норма п. 1 комментируемой статьи дополнительно предусматривала право преобразования общества в общество с дополнительной ответственностью. Как видно, новеллами Закона 2008 г. N 312-ФЗ явились, во-первых, унификация норм п. 2 ст. 92 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи, и, во-вторых, установление возможности преобразования общества в хозяйственное товарищество. Тем самым данные нормы приведены в соответствие с нормой п. 1 ст. 68 части первой ГК РФ, согласно которой хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном данным Кодексом.
Законом 2014 г. N 99-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 92 ГК РФ, в результате чего уточнено, что общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, а не хозяйственное общество другого вида (поскольку упразднен такой вид, как общество с ограниченной ответственностью).
О понятиях полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), акционерного общества, производственного кооператива см. комментарий к ст. 2 Закона. В свою очередь, в отношении возможности реорганизации юридических лиц указанных видов в виде преобразования необходимо отметить следующее: в отношении преобразования полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) действует лишь общая норма п. 1 ст. 68 части первой ГК РФ, согласно которой хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы;
акционерное общество в соответствии с п. 2 ст. 104 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив;
производственный кооператив согласно ст. 106.6 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ) по решению его членов, принятому единогласно, может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <259>, общество может быть преобразовано в акционерное общество работников (народное предприятие). Однако Концепция развития корпоративного законодательства предусматривает отказ от конструкции "акционерного общества работников", или "народного предприятия", представляющего собой гибрид акционерного общества и производственного кооператива, поскольку она противоречит общим принципам российского корпоративного законодательства.
--------------------------------
<259> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
Как отмечено в п. 3.5 разд. III Концепции развития гражданского законодательства России, принципиальным является запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот, а также запрет появления некоммерческих организаций в результате реорганизации коммерческих организаций и наоборот (например, разделение общества с ограниченной ответственностью на другое хозяйственное общество и фонд, выделение фонда из производственного кооператива, преобразование потребительского кооператива в акционерное общество и т.д.). При этом указано, что смысл такого ограничения состоит в запрете искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, который в конечном счете способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота.
Необходимо иметь в виду, что в п. 3 ст. 7 комментируемого Закона установлена обязанность общества осуществить преобразование в случае, если число участников общества превысит установленный предел (50 участников).
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи вопросы реорганизации общества в форме преобразования решаются на общем собрании участников реорганизуемого общества. При созыве и проведении такого общего собрания применяются общие нормы ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке созыва и проведения общего собрания участников общества.
На таком общем собрании согласно п. 2 комментируемой статьи принимаются решения:
о реорганизации общества в форме преобразования;
о порядке и об условиях преобразования;
о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива;
об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица;
об утверждении передаточного акта.
В рассматриваемую норму Законом 2008 г. N 312-ФЗ вносились изменения, предопределенные тем, что в результате изменений, внесенных этим же Законом в п. 2 ст. 92 части первой ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи, возможно преобразование общества в хозяйственное товарищество, т.е. в полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное товарищество). Однако полная согласованность между нормами п. п. 1 и 2 комментируемой статьи не достигнута. Действующая редакция п. 2 комментируемой статьи указывает только на утверждение устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, в то время как в соответствии с п. 1 ст. 70 и п. 1 ст. 83 части первой ГК РФ единственным учредительным документом полного товарищества и товарищества на вере является учредительный договор.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования. Поскольку не установлено иное, речь идет о том, что данные вопросы решаются на том же общем собрании участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, о котором говорится в п. 2 данной статьи.
Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, органы создаваемого в результате преобразования юридического лица избираются в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах. Разумеется, требования таких федеральных законов подлежат учету и при принятии решений, указанных в п. 2 данной статьи. С учетом сказанного в комментарии к ст. 2 Закона речь идет о необходимости соблюдения следующих требований:
при преобразовании в акционерное общество - норм п. 6 "Акционерное общество" § 2 "Коммерческие корпоративные организации" гл. 4 части первой ГК РФ и Закона об АО;
при преобразовании в полное товарищество - норм п. 2 "Полное товарищество" § 2 "Коммерческие корпоративные организации" гл. 4 части первой ГК РФ;
при преобразовании в товарищество на вере (коммандитное товарищество) - норм п. 3 "Товарищество на вере" § 2 "Коммерческие корпоративные организации" гл. 4 части первой ГК РФ;
при преобразовании в производственный кооператив - норм подпараграфа 8 "Производственные кооперативы" § 2 "Коммерческие корпоративные организации" гл. 4 части первой ГК РФ, а также Федерального закона "О производственных кооперативах" или Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
4. В пункте 4 комментируемой статьи по аналогии с нормой п. 4 ст. 20 Закона об АО установлено, что при преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Обе указанные нормы основаны на упоминавшейся выше общей норме п. 5 ст. 58 части первой ГК РФ, в прежней редакции предусматривавшей, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Однако Законом 2014 г. N 99-ФЗ из указанной общей нормы исключено указание на передаточный акт. Таким образом, согласно этой норме в новой редакции для осуществления правопреемства при преобразовании юридического лица нет необходимости составления передаточного акта, соответствующего установленным требованиям. Соответственно, для установления того, произошло ли правопреемство по каким-либо обязательствам при преобразовании юридического лица или нет, нет необходимости обращения к передаточному акту. Осуществление правопреемства при указанной форме реорганизации презюмируется.