Комментарии.org Комментарии Российского законодательства
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 50vh;">
Статья 58. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками

Комментарий к статье 58

1. Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 57 Закона), положения комментируемой статьи применительно к порядку ликвидации общества детализируют общую норму п. 8 ст. 63 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которой оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Право участника общества получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость предусмотрено в п. 1 ст. 67 ГК РФ (в ред. Закона 2014 г. N 99-ФЗ) и п. 1 ст. 8 комментируемого Закона. Соответственно, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества согласно п. 1 комментируемой статьи подлежит распределению между участниками общества. Распределение такого имущества между участниками общества осуществляется ликвидационной комиссией в очередности, непосредственно определенной в данной норме (в этой очередности прослеживаются аналогии с положениями п. 1 ст. 23 Закона об АО, определяющими очередность распределения между акционерами оставшегося после завершения расчетов с кредиторами имущества ликвидируемого акционерного общества): в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли. Как представляется, из этого положения следует, что после принятия решения о ликвидации общества не может не только выплачиваться участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято, но и приниматься решение о распределении прибыли между участниками общества, хотя соответствующие ограничения распределения прибыли общества между участниками общества и ограничения выплаты прибыли общества участникам общества в ст. 29 комментируемого Закона прямо и не указаны;
во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. При этом доли, принадлежащие обществу, в силу прямого указания в п. 1 ст. 24 комментируемого Закона не учитываются. Следует обратить внимание на то, что правило о распределении имущества пропорционально долям в уставном капитале общества сформулировано как императивное, т.е. уставом общества или договором об осуществлении прав участников общества, заключенным учредителями (участниками) общества, не может быть предусмотрен иной порядок распределения имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении СКГД ВС России от 18 июля 2017 г. N 78-КГ17-46 <270>, из смысла норм п. 7 ст. 63 ГК РФ (имеется в виду прежняя редакция, до внесения изменений Законом 2014 г. N 99-ФЗ) и п. 1 комментируемой статьи следует, что право собственности на оставшееся имущество общества, исключенного из ЕГРЮЛ после расчета с кредиторами, передается его участникам. В настоящее время это следует из общей нормы п. 2 ст. 64.2 части первой ГК РФ (статья введена Законом 2014 г. N 99-ФЗ): исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные данным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
--------------------------------
<270> .

Выплаты участникам общества и распределение оставшегося после завершения расчетов с кредиторами имущества ликвидируемого общества осуществляются в соответствии с ликвидационным балансом, составленным после завершения расчетов с кредиторами и утвержденным общим собранием участников общества (см. комментарий к ст. 57 Закона).
Необходимо также отметить следующий момент. В приведенной выше норме п. 8 ст. 63 ГК РФ содержится оговорка "если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами". В качестве примеров такого иного регулирования можно указать на положения об ответственности за осуществление экстремистской деятельности и за причастность к терроризму:
в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <271> оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным названным Законом, подлежит обращению в собственность России. Там же предусмотрено, что решение об обращении указанного имущества в собственность России выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации;
--------------------------------
<271> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <272> оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Там же аналогично предусмотрено, что решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.
--------------------------------
<272> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

Также необходимо иметь в виду, что в п. 1 комментируемой статьи не вошло новое положение, которое включено Законом 2014 г. N 99-ФЗ в упомянутую выше норму п. 8 ст. 63 ГК РФ и согласно которому при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Проведение торгов регламентировано положениями ст. 447 "Заключение договора на торгах", ст. 448 "Организация и порядок проведения торгов" и ст. 449 "Основания и последствия признания торгов недействительными" гл. 28 "Заключение договора" части первой ГК РФ.
Определением КС России от 23 июня 2015 г. N 1233-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положения п. п. 1, 2 и 14 ст. 78 части первой НК РФ, п. 2 ст. 63 части первой ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи, в которой указывалось, что оспариваемые законоположения противоречат Конституции РФ, поскольку допускают отказ в возврате сумм налога участнику ликвидированного общества с ограниченной ответственностью, являвшегося налогоплательщиком. Как отмечено КС России, право участника ликвидированной организации на обращение с заявлением о возврате сумм налога, уплаченного такой организацией, налоговым законодательством не предусмотрено; вместе с тем такой порядок не ограничивает право ликвидируемой организации обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога до ее ликвидации и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков.
2. В пункте 2 комментируемой статьи по аналогии с положениями п. п. 2 и 3 ст. 64 части первой ГК РФ (см. комментарий к ст. 57 Закона), а также положениями п. 1 ст. 23 Закона об АО определены правила, которые применяются в случаях, если имеющегося у ликвидируемого общества имущества достаточно только для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли или такого имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли:
как указано в п. 2 комментируемой статьи, требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Иными словами, распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества осуществляется только после полного завершения расчетов по выплатам участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;
в случае если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, то имущество общества согласно п. 2 комментируемой статьи распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества. Следует подчеркнуть, что речь идет о распределении имущества пропорционально долям в уставном капитале общества уже распределенной прибыли. Распределена же прибыль общества могла быть и непропорционально долям в уставном капитале, как это предусмотрено в п. 2 ст. 28 комментируемого Закона. В свою очередь, правило п. 2 комментируемой статьи о распределении имущества в рамках выплаты распределенной прибыли пропорционально долям в уставном капитале общества сформулировано как императивное, т.е. уставом общества или договором об осуществлении прав участников общества, заключенным учредителями (участниками) общества, не может быть предусмотрен иной порядок распределения имущества.

 Скачать
правое меню
Реклама:

Счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2007 - 2019 гг. Комментарии.ORG. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!