Статья 123.20-3. Права выгодоприобретателей наследственного фонда
Комментарий к статье 123.20-3
1. Комментируемая статья определяет права выгодоприобретателя наследственного фонда. Основным правом выгодоприобретателя является имущественное право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда. Кроме того, законодатель выделяет иные права выгодоприобретателя наследственного фонда. Эти права так или иначе связаны с основным правом выгодоприобретателя и направлены на обеспечение реализации этого права.
Среди иных прав:
- право запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда в случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда;
- право потребовать за свой счет проведения аудита деятельности фонда выбранным им аудитором.
Уставом наследственного фонда может также предусматриваться право требовать возмещения убытков, вызванных нарушением условий управления наследственным фондом.
Кодекс устанавливает, что все права выгодоприобретателя наследственного фонда, как имущественного, так и неимущественного характера, связаны с личностью и являются неотчуждаемыми. На эти права не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, сделки по поводу данных прав являются ничтожными.
2. В соответствии с п. 2 выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, за исключением коммерческих организаций, публичные образования. В качестве выгодоприобретателей наследственного фонда могут выступать как лица, относящиеся к наследникам наследодателя по закону или указанные в качестве наследников в завещании, так и иные лица. Они могут быть конкретно указаны наследодателем либо наследодатель может указать определенную категорию лиц, которым при установленных правилами управления наследственным фондом обстоятельствах передается имущество фонда. Также определение выгодоприобретателей может быть возложено на органы фонда. Поскольку выгодоприобретатели получают имущество наследодателя опосредованно - через наследственный фонд, указание субъекта в качестве выгодоприобретателя не означает приобретения этим лицом статуса наследника.
3. Пункт 3 конкретизирует общее положение п. 1 комментируемой статьи о неотчуждаемости прав выгодоприобретателя и, соответственно, невозможности их перехода в порядке универсального правопреемства, применительно к отдельным категориям субъектов. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Также прекращаются права выгодоприобретателя - юридического лица, в случае его ликвидации или реорганизации. Исключением является преобразование юридического лица, так как в этом случае лишь изменяется организационно-правовая форма. Однако условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено прекращение прав выгодоприобретателя и при его преобразовании. Также п. 3 определяет последствия смерти, ликвидации либо отказа выгодоприобретателя от права на получение имущества. В этом случае могут быть определены новые выгодоприобретатели, если данный вопрос урегулирован условиями управления наследственным фондом. Законодательство предоставляет наследодателю возможность подназначить выгодоприобретателей на случай отказа или смерти (ликвидации, реорганизации) основных выгодоприобретателей.
4. Согласно п. 4 комментируемой статьи, право на получение информации о деятельности наследственного фонда не является законодательно установленным правом выгодоприобретателя. Данное право возникает только в том случае, если оно предусмотрено уставом наследственного фонда. Безусловным является лишь право выгодоприобретателя на получение правоустанавливающих документов наследственного фонда и, соответственно, возможность знакомиться с содержащимися в них сведениями. Копия решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом должна быть передана выгодоприобретателю по его запросу нотариусом, ведущим наследственное дело (ч. 2 п. 5 ст. 1124).
5. Пункт 5 устанавливает безусловное право выгодоприобретателя требовать проведения аудита деятельности фонда. При этом за выгодоприобретателем признается право на выбор определенного аудитора. При заявлении требования о проведении аудита выгодоприобретатель не ограничивается основаниями для осуществления аудита, предусмотренными условиями управления наследственным фондом. Однако право требовать проведения аудита реализуется при условии оплаты услуг аудитора за счет выгодоприобретателя наследственного фонда, потребовавшего провести аудиторскую проверку. При этом, независимо от результатов аудита, выгодоприобретателю не гарантируется возмещения понесенных расходов. Они лишь могут быть возмещены выгодоприобретателю по решению попечительского совета за счет средств фонда. При этом конкретных оснований их возмещения, а также того, кто должен принимать решение о компенсации расходов при отсутствии у наследственного фонда такого органа, как попечительский совет, закон не устанавливает.
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает еще одно, не являющееся безусловным, право выгодоприобретателя наследственного фонда - это право на возмещение убытков в случае нарушения условий управления наследственным фондом. Право на возмещение убытков - это общий способ защиты обязательственных прав, установленный законодательством (ст. 393). Однако в рассматриваемом случае данное право возникает, если оно прямо предусмотрено уставом наследственного фонда. При отсутствии в уставе указанного права выгодоприобретатель оказывается лишенным возможности защитить свои имущественные интересы при их нарушении органами управления наследственного фонда.
7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, что выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя. Данное положение обосновывается тем, что наследственный фонд - самостоятельный субъект гражданского оборота, обладающий правом собственности на переданное ему имущество и в своей деятельности не зависящий от воли выгодоприобретателя. Выгодоприобретатель не управляет наследственным фондом и не становится его учредителем, он не имеет вещных прав в отношении имущества фонда, у него есть лишь право при наличии определенных условий требовать передачи ему всего или части имущества фонда.