Российско-норвежская морская граница
Без претензий на абсолютную историческую точность заметим, что впервые граница между Русью и Норвегией была установлена на основании соглашения Ярослава Мудрого с королем Олафом Трюкессоном в XI в. И проходила она по заливу Люген-Фьорд <1>. Далее на основе "Ореховского договора" со Швецией 1323 г. эта граница была сдвинута восточнее к Варангер-Фьорду.
--------------------------------
<1> Энгельгарт А.П. Русский Север. СПб., 1896. Вып. II. С. 1.
Отдав должное тому обстоятельству, что российско-норвежские усилия по установлению границы на море имеют долгую историю, обратимся сразу к двадцатому столетию.
Начиная с 1944 г. СССР и Норвегия предпринимали усилия по установлению морской границы. Соглашение "О морской границе" было подписано 15 февраля 1957 г. С 1970 г. обе страны вели долгие двусторонние переговоры, не приводившие к успеху <1>. В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Поскольку претензии Норвегии были отвергнуты <2>, 15 октября 1976 г. Правительства СССР и Королевства Норвегии подписали Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства, а 11 января 1978 г. - Протокол о временных мерах в области рыболовства. Спорные районы получили название "серая зона", где стороны согласились не препятствовать рыбакам обеих сторон осуществлять рыболовный промысел <3>.
--------------------------------
<1> На рис. 18 показана карта с претензиями Норвегии на делимитацию границы с СССР, которые существовали вплоть до 90-х годов XX столетия.
<2> По оценкам экспертов, Норвегия выступила с претензиями на 155 тыс. кв. км советских морских пространств. Норвегия претендовала также и на 10 тыс. кв. км в качестве своей экономической зоны при выпрямлении на север от "Шпицбергенского квадрата" границы полярных владений СССР, при этом последний должен был потерять морской участок площадью примерно в 25 тыс. кв. км.
<3> Внутри указанной зоны квотами и допустимыми пределами сезонного вылова занимался Российско-норвежский комитет по рыболовству.
Рис. 18. Карта с изображением претензий Норвегии
на внешний предел КШ в Арктике <1>
--------------------------------
<1> Continental shelf boundary: Norway-Soviet Union // International boundary study. Series a. limits in the seas. no. 17. 1970.
В соответствии со статьей 3 Договора между РФ и Королевством Норвегия "О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане" (2010 г.) в районе разграничений морских пространств двух государств образован "Специальный район", который детерминирован как район к востоку от линии разграничения морских пространств, находящийся в пределах 200 м. миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. В этом районе Российская Федерация вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по международному праву. Россия должна принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы любое осуществление ею таких суверенных прав или юрисдикции в Специальном районе было таким образом отражено в ее соответствующих законах, правилах и на картах <1>.
--------------------------------
<1> Статья 3 Соглашения 2010 г.
Рис. 19. Карта морской границы РФ и Норвегии
в соответствии с соглашением 2010 г.
В "специальном районе" принятые нормы не должны негативно влиять на возможности каждой из Сторон в области рыболовства, и оба государства должны осуществлять сотрудничество в сфере рыбного промысла с тем, чтобы сохранить их существующие доли в объемах общего допустимого улова и обеспечить относительную стабильность их рыболовной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов <1>.
--------------------------------
<1> Статья 4 Соглашения 2010 г.
Примечательным (чтобы не сказать, странным) являются положения статьи 5, в соответствии с которыми установлены нормы, имеющие отношения к месторождениям углеводородов, простирающихся за линию разграничения. Как следует из части 2 упомянутой статьи, "если установлено существование месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной из Сторон, а другая Сторона полагает, что это месторождение простирается на ее континентальный шельф, то последняя Сторона может уведомить об этом первую Сторону и должна представить данные, на которых она основывает свое мнение".
Если такое мнение представлено, то Стороны начинают обсуждение вопроса о контурах месторождения углеводородов и о возможности эксплуатации такого месторождения как единого целого. В ходе такого обсуждения Сторона, инициировавшая его, должна представить обоснование своего мнения с подтверждением его геофизическими и/или геологическими данными, включая любые существующие данные бурения, и обе Стороны должны приложить все усилия для того, чтобы вся относящаяся к вопросу информация была предоставлена для ведения такого обсуждения. Если месторождение углеводородов простирается на континентальный шельф каждой из Сторон и месторождение на континентальном шельфе одной Стороны может полностью или частично эксплуатироваться с континентального шельфа другой Стороны либо эксплуатация месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной Стороны может затронуть возможность эксплуатации месторождения углеводородов на континентальном шельфе другой Стороны, то по требованию одной из Сторон в соответствии с приложением II заключается Соглашение об эксплуатации этого месторождения углеводородов как единого целого, включая его распределение между Сторонами.