Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц
Комментарий к статье 77
1 - 3. Комментируемая статья регламентирует обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, т.е. имущества должника, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. В Законе 1997 г. об исполнительном производстве, в его ст. 48 по данному вопросу предусматривалось лишь то, что обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, производится по определению суда в присутствии понятых.
Соответствующее правило воспроизведено в ч. 1 комментируемой статьи: обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных комментируемым Законом. При этом в ч. ч. 2 и 3 данной статьи предусмотрены только две особенности принятия и исполнения такого судебного акта: заявление взыскателя или СПИ об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, рассматривается судом в 10-дневный срок со дня поступления заявления; вступивший в законную силу судебный акт об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит немедленному исполнению.
Указание на обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, на основании исполнительной надписи нотариуса включено в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ <310>, изложившим часть 1.1 ст. 78 комментируемого Закона полностью в новой редакции, предусматривающей, что СПИ на основании исполнительной надписи нотариуса изымает предмет залога у залогодателя или, если предметом залога является недвижимое имущество, принимает постановление о наложении ареста на предмет залога и направляет это постановление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации ареста.
--------------------------------
<310> pravo.gov.ru. 2011. 7 декабря.
Форма "Заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц" приведена в приложении N 36 к Приказу ФССП России 2012 г. N 318.
Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50, вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или СПИ (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи); бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя; правомерные владение и пользование третьими лицами имуществом должника не препятствуют разрешению вопроса об обращении на него взыскания, однако эти обстоятельства могут быть квалифицированы в качестве обременения данного имущества и учитываться при оценке его стоимости.
В письме ФССП России от 15 марта 2017 г. N 00143/17/22701-СВС "О результатах работы территориальных органов ФССП России за 2016 год по выявлению имущества должников, формально оформленного на третьих лиц" <311> отмечено, что отдельные территориальные органы ФССП России не усматривают разницу между работой, проводимой в соответствии с комментируемой статьей, и работой, направленной на признание сделки недействительной (мнимой) в соответствии со ст. 170 части первой ГК РФ. Как указано при этом, некоторые территориальные органы ФССП России неверно понимают природу недействительной сделки; так, в соответствии со ст. 170 части первой ГК РФ мнимой сделкой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, при этом правом обратиться в судебные органы с требованием о признании такой сделки недействительной наделен в данном случае взыскатель, в то время как в соответствии с комментируемой статьей правом на подачу заявления в судебные органы в части обращения взыскания на имущество, принадлежащее должнику, но находящееся не у него, а у третьих лиц, наделен не только взыскатель, но и СПИ.
--------------------------------
<311> БФССП. 2017. N 4.
При исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 80 комментируемого Закона применяется арест на имущество должника (см. комментарий к указанной статье).
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает изъятия из положения ч. 1 данной статьи, т.е. определяет случаи, в которых нет необходимости вынесения судебного акта для обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц. В качестве таких случаев названы:
1) обращение взыскания на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Обращение взыскания на указанные денежные средства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 70 комментируемого Закона, непосредственно на основании исполнительного документа и (или) постановления СПИ. Указание на драгоценные металлы включено в рассматриваемый пункт Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 71 комментируемого Закона в части обращения взыскания на драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях;
2) обращение взыскания на ценные бумаги и денежные средства должника, находящиеся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в ст. ст. 73 и 73.1 комментируемого Закона (отсылка к ст. 73.1 Закона введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ). Обращение взыскания на указанные ценные бумаги и денежные средства осуществляется в том же порядке, о котором говорилось выше. Счета, о которых идет речь в рассматриваемом пункте, - это отдельные банковские счета, открытые профессиональным участником рынка ценных бумаг в кредитной организации, лицевые счета в системе ведения реестра и счета депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг (см. комментарий к ст. ст. 73 и 73.1 Закона);
3) исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника. В данном случае достаточно указанного судебного акта и необходимость в принятии отдельного акта для наложения ареста на имущество должника, находящееся у третьих лиц, отсутствует.