Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних
Комментарий к статье 51
1 - 3. Комментируемая статья регламентирует участие в исполнительном производстве несовершеннолетних, т.е. граждан, не достигших возраста 18 лет (понятие совершеннолетия определено в п. 1 ст. 21 части первой ГК РФ, п. 1 ст. 54 СК РФ). Иначе говоря, в данной статье содержатся правила о способности несовершеннолетнего своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности в исполнительном производстве (дееспособности участника исполнительного производства).
Правила ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи основаны на положениях части первой ГК РФ о возникновении полной гражданской дееспособности гражданина с наступлением его совершеннолетия (п. 1 ст. 21), о гражданской дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26) и о гражданской дееспособности несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) (ст. 28). На тех же положениях основаны нормы ст. 37 ГПК РФ о гражданской процессуальной дееспособности (способности своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю) в первоначальной редакции:
гражданская процессуальная дееспособность принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет (ч. 1 ст. 37);
права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности (ч. 3 ст. 37);
в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37);
права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители (ч. 5 ст. 37).
Соответственно положениям п. 1 ст. 28 части первой ГК РФ и ч. 5 ст. 37 ГПК РФ в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель, т.е. родитель, усыновитель или опекун (см. комментарий к ст. 55 Закона).
А вот в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи содержатся определенные нововведения, прямых аналогов которым не было ни в части первой ГК РФ, ни в ГПК РФ. В Законе же 1997 г. об исполнительном производстве (п. 3 ст. 30) устанавливалось, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, при исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов и актов других органов по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком (доходом), несовершеннолетние могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
Эти нововведения касаются дееспособности в исполнительном производстве несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, являющихся сторонами исполнительного производства:
несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет согласно ч. 2 комментируемой статьи осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя (т.е. родителя, усыновителя или попечителя, см. комментарий к ст. 55 Закона) или представителя органа опеки и попечительства;
несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии с ч. 3 данной статьи осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно, но при этом СПИ предоставляется право привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего (т.е. родителя, усыновителя или попечителя, см. комментарий к ст. 55 Закона) или представителя органа опеки и попечительства.
Как представляется, участие органа опеки и попечительства возможно и необходимо в тех случаях, когда у несовершеннолетнего отсутствуют законные представители, а также когда действия законных представителей противоречат законодательству или интересам несовершеннолетних либо если законные представители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних.
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ <207> приведенное выше положение ч. 5 ст. 37 ГПК РФ дополнено оговоркой "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом", а сама данная часть дополнена положением о том, что суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными.
--------------------------------
<207> СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2040.
Привлечение на основании ч. 3 комментируемой статьи законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства для участия в исполнительном производстве, видимо, должно осуществляться на основании постановления СПИ. Форма такого постановления в приложениях к Приказу ФССП России 2012 г. N 318 не приведена.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Часть первая ГК РФ предусматривает два случая приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигшими 18 лет: вступление в брак в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21), и объявление полностью дееспособным (эмансипация) несовершеннолетнего, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27).
Эти два случая учитывает и норма ч. 2 ст. 37 ГПК РФ, предусматривая, что несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). А вот в п. 1 ст. 30 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, указывающем на случаи самостоятельного осуществления прав и исполнения обязанностей в исполнительном производстве несовершеннолетним, говорилось только об эмансипации.
Следует также подчеркнуть самостоятельность нормы ч. 4 комментируемой статьи, поскольку без нее прямое применение указанных положений п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 27 части первой ГК РФ в исполнительном производстве было бы затруднительным, что следует из разъяснений, данных в п. 16 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <208>.
--------------------------------
<208> РГ. 1996. 13 августа. N 152.