Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
Комментарий к статье 3
1. Комментируемая статья, посвященная законодательству РФ об исполнительном производстве, воспроизводит, но с некоторыми изменениями положения ст. 2 Закона 1997 г. об исполнительном производстве.
Часть 1 комментируемой статьи определяет состав такого законодательства, используя при этом понятие "законодательство" в строгом его понимании, т.е. как совокупность только законодательных актов. В данной норме прежде всего предусмотрено, что законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ. Данное положение не содержалось в ст. 2 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, хотя это, разумеется, не означает того, что названный Закон не основывался на Конституции РФ.
Применительно к комментируемой статье наиболее значимым представляется положение п. "о" ст. 71 Конституции РФ, относящее гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к предметам исключительного ведения России. Из данного положения прямо следует, что законодательство об исполнительном производстве также находится в исключительном ведении России. А это означает, что в силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по вопросам исполнительного производства принимаются законодательные акты только федерального уровня.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи законодательство РФ об исполнительном производстве состоит из комментируемого Закона, Закона о судебных приставах (после внесения Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ изменения имеет наименование "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (такое же правило содержалось в п. 1 ст. 2 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, но с указанием на Закон о судебных приставах).
Под иными федеральными законами, регулирующими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, понимаются, прежде всего, акты процессуального законодательства и акты законодательства, содержащие процессуальные нормы, т.е. ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, УИК РФ. При этом в первых четырех названных Кодексах содержатся целые самостоятельные разделы, регламентирующие исполнение судебных актов: раздел VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов" ГПК РФ, раздел VIII "Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом" КАС РФ, раздел VII "Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов" АПК РФ, раздел V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ. Нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, содержатся и в иных актах федерального законодателя, среди которых следует назвать СК РФ, ТрК РФ, часть первую НК РФ, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <39>.
--------------------------------
<39> pravo.gov.ru. 2018. 4 августа.
2. В части 2 комментируемой статьи содержится нововведение комментируемого Закона, согласно которому нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать комментируемому Закону. Тем самым определено центральное, системообразующее место данного Закона в законодательстве РФ об исполнительном производстве. Норма ч. 2 комментируемой статьи позволяет разрешать коллизии, возникающие при расхождениях в нормах комментируемого Закона и иных федеральных законов (а такие расхождения имеют место, о чем сказано ниже в комментарии к соответствующим статьям). Однако следует учитывать, что приоритет имеют только те нормы комментируемого Закона, которые относятся непосредственно к предмету его регулирования.
В рассматриваемой части не говорится об иных нормативных правовых актах, нежели федеральные законы, поскольку такие акты должны соответствовать комментируемому Закону в силу правил ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, согласно которым федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. В свою очередь, комментируемый Закон в силу нормы ч. 3 ст. 76 Конституции РФ не может противоречить федеральным конституционным законам.
3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что по вопросам обеспечения исполнительного производства могут издаваться нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ (в п. 2 ст. 2 Закона 1997 г. об исполнительном производстве говорилось только об актах Правительства РФ). Согласно данной норме Президент РФ и Правительство РФ принимают такие акты на основании и во исполнение комментируемого Закона, что согласуется с положениями ст. ст. 90 и 115 Конституции РФ, а также с положениями ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <40>. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме указов Президента РФ (однако указы могут носить и ненормативный характер) и постановлений Правительства РФ.
--------------------------------
<40> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
4. В части 4 комментируемой статьи содержится традиционное для федерального законодателя положение (такое же положение содержалось в п. 3 ст. 2 Закона 1997 г. об исполнительном производстве) применительно к действию комментируемого Закона, с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. О понятиях таких принципов и норм см. разъяснения, данные в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <41>.
--------------------------------
<41> РГ. 2003. 2 декабря. N 244.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <42>. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ <43>) понятием международного договора России охватываются: международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).
--------------------------------
<42> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
<43> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. О разъяснениях данных положений см. пункт 5 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <44>, а также пункт 3 названного выше Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.
--------------------------------
<44> РГ. 1995. 28 декабря. N 247.