Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
Комментарий к статье 2
1. В рамках комментируемой статьи устанавливаются требования, которым должно соответствовать лицо для осуществления профессиональной деятельности нотариуса.
Установление достаточно высоких требований к лицам, являющимся нотариусами, в целом характерно для всей системы латинского нотариата, существующего и успешно функционирующего в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в нашей стране. Базовые принципы берут свое начало еще в римском праве. Характерные черты латинского нотариата, отличающие его, в частности, от нотариата англо-американского типа, проявляются в следующем:
- нотариус действует от имени государства, подчиняясь при этом только закону;
- нотариус не является государственным служащим;
- нотариус сам составляет документы, которые заверяет;
- составленные нотариусом документы обладают полной законной и доказательной силой;
- деятельность нотариуса по оказанию квалифицированной юридической помощи основана на принципах справедливости и беспристрастности;
- нотариус состоит членом нотариальной палаты;
- нотариус несет материальную ответственность за свои ошибки и обязан страховать профессиональные риски;
- оплата деятельности нотариуса осуществляется по установленным государством тарифам;
- законность действий нотариуса контролируется государством <7>.
--------------------------------
<7> См.: Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2018.
Рассмотрим подробнее установленные ч. 1 комментируемой статьи требования, которым должен соответствовать нотариус.
1.1. Нотариус должен быть гражданином Российской Федерации. Нотариусом не может являться иностранный гражданин или апатрид.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами РФ являются:
- лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона;
- лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иностранным гражданином является лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. В качестве лица без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Согласно комментируемой статье нотариусом не может быть лицо, имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Данный запрет базируется на положении ст. 32 Конституции, провозгласившей, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Также в ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплено правило о том, что иностранный гражданин не имеет права заниматься деятельностью и замещать должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
1.2. Нотариус должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования. В соответствии с Постановлением Правительства от 28 июля 2018 г. N 885 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" таким органом является Рособрнадзор.
Порядок проведения государственной аккредитации установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 18 ноября 2013 г. N 1039.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В России установлены следующие уровни высшего профессионального образования:
- бакалавриат;
- специалитет, магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации.
Обращаем внимание, что в современном законодательстве направлению подготовки "юриспруденция" присвоены соответствующие коды, которым должно соответствовать образование, полученное нотариусом. К примеру, Приказом Минобрнауки от 17 сентября 2009 г. N 337 утверждены Перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр" или "магистр". Направлению подготовки "юриспруденция" присвоен соответствующий код 030900.
Следует отметить, в нашем государстве признается иностранное образование. Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.
В частности, распоряжением Правительства от 20 апреля 2019 г. N 798-р утвержден перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации.
Примером международного договора является Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г.
Заметим также, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР, которое полностью приняло на себя обязательства бывшего СССР. Полученное на территории бывшего СССР образование признается в Российской Федерации. Лица, получившие высшее юридическое образование в СССР, могут являться нотариусами.
1.3. Нотариусом может быть лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее чем 5 лет.
Заметим, что ст. 19 комментируемого Закона предусматривает, что для сдачи квалификационного экзамена лицу необходимо пройти стажировку. Стажировка проводится в течение 1 года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем 3 года. Срок стажировки может быть сокращен, но не может быть менее чем 6 месяцев (см. комментарий к ст. 19).
1.4. Нотариусом может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет.
В настоящее время действует Приказ Минюста от 29 июня 2015 г. N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность", в соответствии с которым полномочия нотариуса, достигшего возраста 75 лет, прекращаются на следующий день после достижения им указанного возраста. Со дня прекращения полномочий нотариус не вправе совершать нотариальные действия.
Заметим, что приведенное нормативное положение являлось предметом оценки Конституционного Суда РФ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 1144-О положения п. 3 ч. 1 комментируемой статьи и ч. 7 ст. 12 настоящих Основ являются частью комплекса мер, направленных на достижение высокого уровня профессионализма и избежание ошибок при совершении нотариальных действий. По мнению суда, следует также учитывать, что в системе действующего правового регулирования ограничения возможности занимать определенные должности в связи с достижением предельного возраста предусмотрены в отношении широкого круга субъектов, осуществляющих публично значимые функции, и призваны, не умаляя значения жизненного опыта, профессиональной компетентности, иных деловых качеств, приобретаемых человеком с годами, обеспечить наилучшее соответствие психофизических характеристик лица (концентрация внимания, память, способность к восприятию новых технологий и др.) характеру выполняемой им работы.
В частности, возрастной предел составляет, по общему правилу, 65 лет для государственных гражданских служащих, то есть данные ограничения являются более строгими, чем оспариваемые заявителем. Семидесятипятилетний возраст для занятия нотариальной деятельностью превышает и общий пенсионный возраст, по достижении которого лицо считается нетрудоспособным (хотя и не утрачивает права работать). В условиях, когда количество должностей нотариусов в нотариальном округе ограничено и определяется, исходя из численности населения в каждом нотариальном округе, в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с ФНП, а пребывание лица в должности нотариуса не обусловлено каким-либо сроком, избранный федеральным законодателем вариант правового регулирования, способствующий обеспечению равного доступа к нотариальной деятельности, не может рассматриваться как необоснованный.
1.5. Нотариусом может быть только лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен. Порядок подготовки к проведению, порядок проведения квалификационного экзамена определены в Положении о квалификационной комиссии, утв. Приказом Минюста от 29 июня 2015 г. N 150 и решением правления ФНП от 18 мая 2015 г. (см. подробнее комментарий к ст. 3.1).
2. Частью 2 комментируемой статьи определен перечень оснований, при наличии которых лицо не может быть нотариусом, то есть ограничений для занятия нотариальной деятельностью. Таких ограничений всего шесть:
1) наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором, заключенным Российской Федерацией;
2) гражданин признан недееспособным или ограничен в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу. Ограничение дееспособности или признание гражданина недееспособным регламентируется положениями ст. ст. 29, 30 ГК РФ и производится в порядке главы 31 ГПК РФ;
3) гражданин состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
4) гражданин осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, и приговор вступил в силу, либо он имеет не снятую и не погашенную судимость за умышленное преступление;
5) гражданин представил подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;
6) гражданин ранее был освобожден по решению суда от полномочий нотариуса по основаниям, установленным настоящими Основами. Это не распространяется на случаи сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья.
Нотариус может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью в соответствии со ст. 12 настоящих Основ по ходатайству нотариальной палаты субъекта РФ за неоднократное совершение дисциплинарных проступков.
Пример: Нотариальная палата Удмуртской Республики обратилась в суд с иском к нотариусу нотариального округа "Каракулинский район Удмуртской Республики" Н. о лишении права нотариальной деятельности.
Выявленные нарушения нотариальной деятельности носили систематический характер. Такие нарушения, как неистребование при удостоверении сделок сведений о зарегистрированных в жилых помещениях лицах, сведений о собственниках в ЕГРН, сведений о банкротстве, неистребование сведений о наличии судебного акта о недееспособности лица, совершающего сделку, неизбежно могут привести к нарушению прав граждан. О нарушениях в нотариальной деятельности ответчика имели место неоднократные звонки в НП УР, имелись устные жалобы на несоблюдение режима работы нотариуса Н. Письменных обращений граждан не имелось. Однако закон и Кодекс профессиональной этики нотариуса не предусматривают обязательных письменных обращений граждан с указанием на реальное нарушение прав. Для исправления выявленных недостатков нотариусу предоставлялось время, но недостатки не устранены. Довод нотариуса о том, что она работала без помощника, не может быть принят во внимание, поскольку организацией делопроизводства и обеспечением кадрами нотариус занимается самостоятельно.
Суд установил неоднократное нарушение ответчиком действующего законодательства (семейного, гражданского, Правил ведения нотариального делопроизводства и др.) за период профессиональной деятельности ответчика в должности частнопрактикующего нотариуса Каракулинского района Удмуртской Республики, неоднократное привлечение его к дисциплинарной ответственности и пришел к выводу о существенности допущенных ответчиком нарушений, значительно нарушающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а следовательно, о наличии оснований для удовлетворения ходатайства о лишении нотариуса Н. права нотариальной деятельности (см. решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 августа 2019 г. по дело N 2-1712/19).
3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, при совершении нотариальных действий обладают равными правами и несут одинаковые обязанности.
Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Таким образом, настоящая норма устанавливает принцип равноправия нотариусов.
О правах и обязанностях нотариуса см. подробнее комментарий к ст. ст. 15, 16.
4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет за нотариусом, занимающимся частной практикой, обязанность быть членом нотариальной палаты субъекта РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.
Как отмечено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П, с момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан. Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. ст. 19, 30 и 37 Конституции), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Вопрос правомерности установления обязательного членства в нотариальной палате субъекта РФ становился предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека.
Пример: заявитель утверждала, ссылаясь на ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., что обязательное членство в Нотариальной палате Архангельской области под угрозой лишения права заниматься частной нотариальной деятельностью нарушало ее право на свободу объединений. По мнению ЕСПЧ, цель предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействование развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. В связи с этим их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру. Принимая во внимание положения настоящих Основ и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, Европейский суд придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции (см. решение ЕСПЧ от 3 апреля 2001 г. "По вопросу приемлемости жалобы N 44319/98 "Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации").