Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Комментарий к статье 5
1. В ч. 1 комментируемой статьи изложены фактические принципы осуществления нотариальной деятельности, среди которых особо выделяется беспристрастность, независимость, законность.
По справедливому замечанию В.С. Репина, гарантии нотариальной деятельности следует рассматривать не с позиции нотариуса, а с позиции клиента, то есть обезопасить последнего от предвзятого, не основанного на законе действия нотариуса <11>.
--------------------------------
<11> См.: Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1999.
1.1. Принцип законности означает осуществление нотариальной деятельности исключительно в соответствии с действующим законодательством.
Основу деятельности нотариуса определяет прежде всего Конституция как Основной Закон государства. Основополагающими положениями Конституции, касающимися нотариальной деятельности, являются ст. 72, предусматривающая, что нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а также ст. 48, закрепляющая гарантию получения квалифицированной юридической помощи.
В своей деятельности нотариус руководствуется конституциями (уставами) субъектов РФ, комментируемым законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Среди федеральных законов, применяемых нотариусом постоянно, можно выделить:
- ГК - определяет порядок представительства, регламентирует вопросы наследования и т.д.;
- НК - устанавливает размеры взимаемых нотариусом пошлин за совершение определенных нотариальных действий и категории льготников при их уплате;
- Закон об ООО;
- Закон об АО и т.д.
Примером норм международного права, которыми должен руководствоваться нотариус, является Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г. В соответствии со ст. 52 данного Договора договаривающиеся стороны признают и исполняют на своей территории следующие решения, вынесенные на территории другой договаривающейся стороны:
- решения судов по гражданским делам;
- приговоры судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Судебными решениями в понимании п. 1 ст. 52 Договора также считаются:
- утвержденные (заключенные) судом мировые соглашения по гражданским делам имущественного характера;
- нотариальные акты, имеющие силу исполнительной надписи по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они совершены;
- окончательные арбитражные решения, вступившие в законную силу и подлежащие исполнению.
Следует учитывать, что ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закрепляет, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта РФ.
Помимо прочего нотариус в своей деятельности руководствуется подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, согласно Указу Президента от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" декларировано, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документах.
Ведомственными актами также устанавливаются необходимые правила совершения нотариальных действий. Так, Минюстом утвержден Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
Особо стоит отметить роль судебной практики для нотариального производства. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
1.2. Принцип беспристрастности нотариуса обеспечивает отсутствие личной заинтересованности в осуществляемой им деятельности. В случае возникновения конфликта интересов нотариус отказывает в совершении действия.
Как отмечает В.С. Репин: "Нотариус беспристрастен, то есть у него отсутствует пристрастие к той или иной стороне, он правдив и справедлив. Нотариус при совершении нотариального действия не может преследовать личного интереса и выгоды, а также интересов близких родственников. Именно в силу этих причин нотариус не имеет права совершать нотариальные действия в отношении себя и своих родственников. Беспристрастность нотариуса обязывает его всесторонне, объективно и основательно разъяснить сторонам, совершающим нотариальные действия, их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия, чтобы юридическая неосведомленность и неграмотность не стала причиной ущерба какой-либо стороне - участнице нотариального действия" <12>.
--------------------------------
<12> Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1999.
1.3. Принцип независимости нотариуса определен его особым публично-правовым статусом. По справедливому замечанию В.В. Яркова, гарантии независимости нотариуса можно подразделить на организационные, экономические и правовые.
К организационным гарантиям относятся ограничения на занятие иными видами деятельности, членство в профессиональных объединениях - нотариальных палатах и т.д.
К экономическим гарантиям относится самофинансирование нотариальной деятельности, которое должно обеспечиваться социально обоснованными нотариальными тарифами.
К юридическим гарантиям независимости нотариуса относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения нотариуса полномочиями, а также освобождения его от должности. Нотариальное законодательство содержит также основания для отказа в совершении нотариального действия, его отложения и приостановления, что позволяет нотариусу принять законное и обоснованное решение о возможности совершения нотариального действия и т.д. <13>.
--------------------------------
<13> См.: Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) / А.А. Анисимова, Р.С. Бевзенко, В.А. Белов и др.; под ред. Д.Я. Малешина. М.: Статут, 2018.
2. Части 2 - 4 комментируемой статьи посвящены нотариальной тайне.
Часть 2 комментируемой статьи дает исчерпывающий перечень субъектов, обязанных хранить нотариальную тайну:
- нотариус;
- лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса;
- лица, работающие в нотариальной конторе, в том числе стажеры и помощники нотариуса;
- консультанты, технические исполнители.
Данным лицам запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом.
Также хранить нотариальную тайну в случае выполнения ими нотариальных действий должны:
- должностные лица консульских учреждений;
- главы местных администраций поселений;
- и должностные лица местного самоуправления поселений.
Тайна нотариальных действий - это разновидность профессиональной тайны. Разглашение конфиденциальных сведений является одним из возможных дисциплинарных проступков. Нельзя не согласиться с этим, ведь содержание нотариальной тайны составляет любая информация, связанная с осуществлением нотариусом своих профессиональных функций, а также информация о частной и семейной жизни доверителя, в связи с выполнением им его должностных обязанностей <14>.
--------------------------------
<14> См.: О чем не расскажет нотариус // БН-газета; ред. И. Чубаха. 16.11.2015. URL: https://gazeta.bn.ru/articles/2015/11/16/224720.html (цит. по: Степанова Я.В. Пределы действия принципа сохранения нотариальной тайны // Вестник современных исследований. 2018. 10.6 (25). С. 77 - 80).
Как подчеркнуто Конституционным Судом РФ в Определении от 21 апреля 2011 г. N 444-О-О, положения ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона направлены на сохранение нотариальной тайны самим нотариусом и лицами, работающими у него по трудовому договору (в том числе и после их увольнения), что не исключает для нотариуса возможности заключать гражданско-правовые договоры о выполнении работ или оказании услуг. При этом заключение такого рода договоров и их исполнение само по себе не освобождает нотариуса от обязанности хранить нотариальную тайну, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы с учетом публично-правового статуса нотариусов и характера выполняемых ими функций.
Между тем лишение права заниматься нотариальной деятельностью за нарушение обязанности хранить нотариальную тайну не может рассматриваться как несоразмерная мера ответственности, поскольку обязанность нотариуса хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением им профессиональной деятельности, направлена на реализацию конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 474-О-О).
По мнению специалистов, принцип сохранения нотариальной тайны в некоторых случаях позволяет заинтересованным лицам злоупотреблять правами. В.В. Рудич, исследовав вопросы осуществления права обвиняемого, находящегося под домашним арестом или в следственном изоляторе, на свидание с нотариусом, пришел к выводу, что в некоторых случаях следователь вправе получить сведения о действиях, совершенных нотариусом, только постфактум, по истечении некоторого времени. Нотариус вместе со своим клиентом - обвиняемым легко может обойти все препоны, используя современные средства связи и телекоммуникационные технологии: путем совершения нотариальных действий с электронными документами, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Вместе с тем автор считает, что в интересах обвиняемых (подозреваемых) следовало бы предоставить им возможность совершать по месту нахождения любые нотариально удостоверяемые действия, кроме тех, что идут вразрез с интересами правосудия, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами, как это следует из ст. 15 настоящих Основ <15>.
--------------------------------
<15> См.: Рудич В.В. Обвиняемый под домашним арестом: контакт с нотариусом // Уголовное судопроизводство. 2017. N 4. С. 24 - 26.
3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, а также лицам, указанным в ч. 4 комментируемой статьи.
Обращаем внимание, что настоящая часть комментируемой статьи в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ предусматривает использование понятия "заявитель" для лиц, обращающихся за совершением этих нотариальных действий как самостоятельно, так и через представителя. В связи с этим правило ч. 3 комментируемой статьи с 29 декабря 2020 г. будет звучать следующим образом: сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям - лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящими Основами.
Вместе с тем сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются:
- по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами;
- по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов;
- по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией;
- по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном ч. 5 ст. 34.4 комментируемого Закона;
- по запросам нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями.
Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ, с 29 декабря 2020 г. указанные выше справки должны будут направляться нотариусом через ЕИС в налоговый орган в срок не позднее 5 дней со дня совершения соответствующего нотариального действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Статьей 85 НК предусмотрено, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
Приказ ФНС России от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации" закрепил форму ПН "Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство" и форму Д "Сведения о нотариальном удостоверении договора дарения".
Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
4. Нотариус в силу закона является субъектом, проводящим обработку персональных данных. Однако в силу ч. 5 комментируемой статьи согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработка персональных данных представляет собой любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
По общему правилу, обработка персональных данных требует получения согласия от владельца. Однако нотариус в целях реализации своих полномочий, обусловленных выполнением нотариальных функций, имеет право не получать у обращающегося к нему субъекта разрешения на обработку его персональных данных.
Следует учитывать, что нотариус, получивший доступ к персональным данным, обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.