Статья 33. Обучающиеся
Комментарий к статье 33
1. Часть первая комментируемой статьи определяет категории обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.
Так, воспитанниками именуются две категории обучающихся:
- лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования (воспитанники детских садов);
- лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (воспитанники школ-интернатов).
Иные лица, осваивающие основные и дополнительные общеобразовательные программы без проживания в условиях образовательной организации, называются учащимися (учащиеся школ).
Студентами (курсантами) являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования и программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. Несмотря на то что комментируемая норма фактически приравнивает студентов и курсантов, последние отличаются тем, что проходят подготовку не по гражданским, а по военным и иным приравненным к ним специальностям. Например, курсантами являются обучающиеся образовательных организаций, подведомственных Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН.
Аналогично, лица, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в гражданских вузах, именуются аспирантами, а в военных и приравненных к ним учебных заведениях - адъюнктами. Курсанты и адъюнкты имеют статус военнослужащих (см. подробнее ст. 81 комментируемого Закона).
Ординаторами и ассистентами-стажерами являются обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы высшего образования - программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки соответственно. Первые из них получают профессиональное медицинское или фармацевтическое образование; подготовка по программе ординатуры обеспечивает им приобретение знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских и фармацевтических работников (см. подробнее ч. 9 ст. 82 комментируемого Закона). Вторые получают профессиональное образование в области искусств, а по окончании обучения, которое реализуется исключительно в очной форме, получают статус творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям (см. подробнее ч. ч. 16 - 19 ст. 83 комментируемого Закона).
К категории слушателей относятся:
- лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы;
- лица, осваивающие программы профессионального обучения;
- лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования.
И наконец, самая последняя категория обучающихся - экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Исходя из буквального толкования комментируемых норм, последние зачисляются только для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, то есть не осваивают в этой образовательной организации соответствующую образовательную программу, и потому вроде как не должны быть отнесены к числу обучающихся. Вместе с тем, учитывая, что п. 15 ст. 2 комментируемого Закона относит к обучающимся всех физических лиц, осваивающих образовательные программы, а экстерны осваивают соответствующую программу либо самостоятельно, либо в форме самообразования, либо в иной образовательной организации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, исключать экстернов из числа обучающихся будет неправильно. Таким образом, законодатель верно включил экстернов в число обучающихся, определенных комментируемой нормой.
Несмотря на то что комментируемая статья определяет в качестве классифицирующих оснований обучающихся уровень осваиваемой образовательной программы, форму обучения и режим пребывания в образовательной организации, фактически определяющими факторами являются только вид и уровень осваиваемой образовательной программы, а применительно к разграничению воспитанников и учащихся - режим их пребывания в образовательной организации. Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная), на наш взгляд, не имеет значения - независимо от формы освоения образовательных программ обучающиеся одного уровня именуются одинаково.
2. Комментируемая норма, на первый взгляд, является только дефинитивной, не регулирует образовательные отношения, а всего лишь устанавливает понятийный аппарат. Однако это не совсем так. Значение данной нормы проявляется в том, что она позволяет определить адресатов нормативных правовых актов, когда те или иные права, льготы или социальные гарантии предоставляются только определенным категориям обучающихся.
Пример: гражданин Колядин М.А. обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой оспаривал конституционность положения ч. 6 ст. 27 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", согласно которому студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50% в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.
По мнению заявителя, оспариваемое положение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует Конституции в той мере, в какой не предоставляет указанные льготы лицам, обучающимся по очной форме обучения в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Москвы и имеющих государственную аккредитацию.
Конституционный суд отказал в принятии жалобы К. к своему производству. Он указал, что законодатель города Москвы, реализуя предоставленные субъектам РФ полномочия в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, урегулировал отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки, в том числе установил льготы по оплате проезда на городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте. Предоставление такого рода льгот студентам направлено на обеспечение их социальной защиты в период обучения посредством создания благоприятных условий для освоения ими соответствующих образовательных программ.
Оспариваемое К. положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лиц, не относящихся к названной категории, включая аспирантов, которые с учетом уровня и специфики содержания осваиваемых ими программ подготовки научно-педагогических кадров выделены в п. 4 ч. 1 ст. 33 комментируемого Закона в отдельную, отличную от студентов, категорию обучающихся. Разрешение же вопроса о предоставлении аспирантам льгот по оплате проезда на транспорте, установленных для студентов, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N 2441-О).
Приведенный пример наглядно показывает, как комментируемая норма позволяет разрешить возникший спор, правильно определив категории лиц, на которые распространяется правовая норма. Рассмотрим еще один пример.
Пример: капитан Г., проходящий военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и одновременно обучающийся заочно в аспирантуре, обратился в военный суд с иском, в котором просил признать незаконными действия руководства Военной академии, выразившиеся в отказе предоставить ему дополнительные учебные отпуска для прохождения промежуточной аттестации и один свободный от службы день в неделю, кроме выходных и праздничных дней, как аспиранту.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 июля 2014 г. заявление Г. было удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ в предоставлении дополнительных учебных отпусков, но посчитал правомерным отказ в предоставлении одного свободного дня в неделю. Г. с таким решением не согласился; указывая в своей апелляционной жалобе на схожесть понятий "аспирант" и "адъюнкт", описанных в Толково-энциклопедическом словаре, возможность применения аналогии закона, настаивал на том, что, обучаясь в аспирантуре гражданской образовательной организации, обладает всеми правами, гарантированными адъюнктам военных образовательных организаций высшего образования.
Окружной военный суд оставил решение нижестоящего суда без изменения. Отклоняя доводы жалобы, вышестоящий суд отметил, что право Г. на ежегодный дополнительный учебный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, предусмотренный абз. 2 ст. 173.1 ТК, возникает в силу прямого указания в п. 6 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пп. 1 и 2 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Что касается предусмотренного п. 5 ст. 31 данного Положения права на предоставление одного свободного дня в неделю, кроме выходных и праздничных дней, то оно распространяется только на военнослужащих в период обучения в адъюнктуре, военной докторантуре и является составной частью реализации гарантированного п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ права военнослужащих на обучение в военных образовательных организациях высшего профессионального образования. Из содержания названных нормативных правовых актов не усматривается, что данное право имеют военнослужащие, реализующие предусмотренное п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ право на обучение в гражданских образовательных организациях высшего образования.
Вопреки доводам жалобы, аналогия закона применяется только в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные правоотношения, и не допускает возможности расширительного толкования прав и социальных гарантий, предусмотренных для одних категорий граждан, путем их распространения на другие категории, для которых соответствующие права и социальные гарантии законом не предусмотрены.
Возможность распространения прав военнослужащих-адъюнктов на военнослужащих-аспирантов, основанная на мнении заявителя о тождественности понятий "аспирант" и "адъюнкт", не усматривается. Указанные понятия не идентичны, что согласуется с различным объемом прав, предусмотренных законодательством для военнослужащих-адъюнктов, занимающихся научной деятельностью в интересах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и военнослужащих-аспирантов, научная деятельность которых связана исключительно с повышением личного уровня образования. Данные различия не являются дискриминацией, на что указывает автор жалобы, поскольку обусловлены спецификой прохождения военной службы и связанными с этим возможными ограничениями тех прав, которые к интересам военной службы не относятся (см. Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 23 октября 2014 г.).
Как и в предыдущем примере, мы видим, что при разрешении спора суды связывают возможность использования прав и социальных гарантий, предоставленных Законом, с принадлежностью заявителя к той категории обучающихся, для которой эти гарантии предусмотрены.
3. Перечень обучающихся, установленный ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Вместе с тем ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.
Речь идет о кадетских школах, кадетских корпусах и училищах, нахимовских и суворовских училищах, обучающиеся которых называются кадетами, что показывает их принадлежность к соответствующим учебным заведениям. Кроме изучения традиционных общеобразовательных учебных дисциплин, кадеты занимаются военной и спортивной подготовкой; в таких образовательных организациях большое внимание уделяется дисциплине и патриотическому воспитанию учащихся.
4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Указанные документы выдаются обучающимся при поступлении и находятся у них на руках в течение всего срока обучения.
Студенческий билет - документ, удостоверяющий личность студента и его принадлежность к указанной категории. Он содержит информацию о фамилии, имени, отчестве студента, наименовании образовательной организации, в которой он учится, сведения о приказе (номер и дата) о зачислении его в учебное заведение и форме обучения (очная, заочная, очно-заочная). В студенческий билет вклеивается фотография обучающегося. Ежегодно в студенческом билете делается отметка о продлении срока его действия на следующий учебный год (при условии, что студент переведен на следующий курс).
Во многих вузах и ссузах студенческий билет служит в качестве пропуска на территорию данных учебных заведений. Кроме того, он дает право предъявителю на пользование льготами, установленными для студентов, например, на льготный проезд в общественном транспорте, бесплатное посещение музеев и т.п.
Зачетная книжка - документ, в который вносятся сведения о результатах промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации (ГИА) студента (курсанта). Зачетная книжка также содержит фотографию студента (курсанта) и сведения о нем и учебном заведении, в котором он обучается. Кроме этого, в зачетную книжку вносятся записи:
- об освоенных учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), с указанием их объема (в зачетных единицах согласно учебному плану), полученных оценок, даты сдачи экзамена (зачета), фамилии преподавателя, принимавшего соответствующий экзамен (зачет);
- выполненных курсовых проектах (работах), научно-исследовательских работах с указанием их тем и полученных по результатам защиты оценок;
- пройденных практиках с указанием вида практики, места ее прохождения, должности или профессии, по которой студент работал, сведений о руководителях практик, даты сдачи аттестации и полученной оценки;
- результатах ГИА с указанием вида выпускной квалификационной работы и ее темы и (или) вида государственного экзамена и полученной за ГИА оценок.
Неудовлетворительные результаты аттестаций (оценки "не зачтено", "неудовлетворительно") в зачетную книжку не вносятся.
Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. На сегодняшний день они определяются приказами Минобрнауки от 22 марта 2013 г. N 203 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры", от 5 апреля 2013 г. N 240 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования".
Правила заполнения зачетных книжек определяются образовательными организациями самостоятельно в издаваемых ими локальных нормативных актах.
При отчислении (по любому основанию) студент обязан возвратить студенческий билет и зачетную книжку, которые в дальнейшем хранятся в личном деле обучающегося.
Утеря и порча студенческого билета и зачетной книжки считаются дисциплинарными проступками, за совершение которых образовательная организация вправе привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности. По заявлению студента ему выдается дубликат утерянного (испорченного) документа. Плата за восстановление документов не взимается. В дубликат зачетной книжки вносятся сведения о результатах пройденных ранее промежуточных аттестаций.
5. Часть 4 комментируемой статьи определяет, что иным категориям обучающихся (то есть не относящимся к категории студентов и курсантов) документы, подтверждающие обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством РФ или локальными нормативными актами.
Действующее законодательство по состоянию на день комментирования не предусматривает таких норм.
Локальными нормативными актами многих образовательных организаций высшего образования предусмотрена выдача удостоверений аспиранта лицам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Также образовательными организациями могут выдаваться удостоверение слушателя, удостоверение ассистента-стажера и другие документы, подтверждающие обучение указанных категорий лиц в их организации.
Следует отметить, что разработка такого локального нормативного акта скорее не право, а обязанность образовательной организации, поскольку отсутствие локального акта, регламентирующего порядок выдачи документов, подтверждающих обучение в образовательной организации, рассматривается Рособрнадзором в качестве нарушения образовательного законодательства.