Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Комментарий к статье 39
Лицами, участвующими в коллективных переговорах, могут быть представители сторон, а также эксперты, специалисты, посредники, принимающие участие в коллективных переговорах по приглашению обеих или одной из сторон.
Данным лицам предоставляются следующие гарантии:
а) на время переговоров (не более чем на 3 месяца) освобождение от основной работы;
б) сохранение среднего заработка;
в) компенсация затрат, связанных с участием в переговорах.
Но вопрос о сохранении средней заработной платы на период участия в коллективных переговорах специалистам, экспертам и посредникам решается по соглашению между ними и приглашающей стороной.
Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится по соглашению сторон, так как Трудовой кодекс РФ не устанавливает размеры и порядок такой компенсации.
В период ведения коллективных переговоров для привлечения представителей работников к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя устанавливается, помимо общего порядка, необходимость согласования с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз или иной орган должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в том числе временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение (см. комментарий к п. п. 5 - 8, 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
При этом необходимо учитывать положение Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П, установившее, что лишение работодателя возможности применить дисциплинарное взыскание к нарушителям трудовой дисциплины нарушает закрепленные в Конституции РФ принципы равенства прав граждан (ч. 1 и 2 ст. 19), представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ч. 1, 2 ст. 38), нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Следовательно, сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работников на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.