О доказывании факта выполнения сельскохозяйственных работ
Доказательство факта выполнения сельскохозяйственных работ - это завершающий элемент сложного юридического состава. Вместе с тем оно становится критической проблемой в судебном споре. Действующее законодательство не содержит даже абстрактных норм о порядке установления такого юридического факта.
Участники правоотношений полагаются в этой части на разъяснения Минэкономразвития России. Возможно, с Минэкономразвития России можно было бы и согласиться в том, что в качестве таких документов могут выступать любые материалы (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.). Вместе с тем это оставляет открытым вопрос о процедуре такого подтверждения.
По смыслу действующего законодательства единственным легитимным фактом такого подтверждения может выступать установление фактов, имеющих юридическое значение (факта владения и пользования недвижимым имуществом) в порядке, предусмотренном ГПК РФ (ст. 264) или АПК РФ (ст. 218).
В противном случае все сделки с невостребованными земельными долями продолжают оставаться оспоримыми до истечения срока исковой давности. В частности, такими полномочиями наделены органы прокуратуры Российской Федерации. Так, решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2018, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 и Постановлением Арбитражного суд Поволжского округа от 23.10.2018 N Ф06-38053/2018, удовлетворен иск заместителя прокурора Саратовской области в интересах муниципального образования о признании недействительным (ничтожным) контракта-договора купли-продажи 15/804 земельных долей земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В судебном процессе было отмечено, что к основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены:
- договоры аренды или безвозмездного пользования;
- иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством;
- в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесению удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и др.).
Вместе с тем суд отклонил все доводы ответчика о правомерности использования и фактическом ведении сельхозпроизводства, а именно протокол общего собрания участников долевой собственности, которым одобрены условия договора аренды, информацию от администрации муниципального района, путевые листы, скриншоты. Кроме того, суды сделали вывод, что реализация права на выкуп без проведения торгов по льготной цене может быть реализована при отсутствии конкуренции заявки. Суды посчитали юридически значимым обстоятельством сам факт подачи заявки от другого претендента.
Такую позицию суда сложно комментировать, поскольку решение прошло все стадии судебного контроля, в том числе и со стороны ВС РФ <1>, и вступило в законную силу. Вместе с тем оно позволяет сделать вывод, что без внесения соответствующих уточнений в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отношении сделок с невостребованными долями остается риск признания их недействительными.
--------------------------------
<1> См.: Определение ВС РФ от 07.02.2019 N 306-ЭС18-24432 // СПС "КонсультантПлюс".