Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Комментарий к статье 29
Норма комментируемой статьи дублирует конституционные положения, предусмотренные ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данные положения находят развитие в положениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Согласно ч. 1 п. 3 указанного Постановления допускается непосредственное применение международных договоров РФ, если они не требуют издания внутригосударственного акта для применения. Признаком, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, являются, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязанность государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
Непосредственно применяя международные договоры, суды должны учитывать следующие обстоятельства:
1) международные договоры не имеют обратной силы, если иное не закреплено в договоре (ст. 28 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.);
2) договор обязателен для всей территории участвующего в нем государства, если иное не определено в договоре (ст. 29);
3) если Российская Федерация участвует в нескольких последовательно заключенных договорах по одному и тому же вопросу, то договор применяется, если в нем устанавливается, что он обусловлен предыдущим или последующим договором или что он не должен считаться несовместимым с таким договором, в этом случае преимущественную силу имеют положения последнего договора. Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со ст. 59 Венской конвенции о праве международных договоров, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Если не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает следующие правила:
а) в отношениях между государствами - участниками обоих договоров применяется правило, указанное выше;
б) в отношениях между государством - участником обоих договоров и государством - участником только одного договора отношения между этими государствами регулируется договором, в котором участвуют оба государства.
Пункт 8 отмеченного Постановления Пленума ВС РФ определяет юридическую силу международных договоров Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации, обязательность в отношении которых выражена в форме принятия федерального закона о ратификации данного международного договора, имеют приоритет в применении в отношении федеральных и федеральных конституционных законов Российской Федерации. Это правило распространяется: а) на договоры, ратификация которых предусмотрена самим договором; б) договоры, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".
Международные договоры Российской Федерации, согласие на обязательность которых было принято в иных формах (ст. 11 Венской конвенции), нежели ратификация, имеют приоритет в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор. К числу таких договоров могут быть отнесены международные договоры Российской Федерации, заключаемые от имени Российской Федерации (межгосударственные), Правительства РФ (межправительственные) и органа исполнительной власти (межведомственные).
При этом следует иметь в виду позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 14 июля 2015 г. N 21-П, согласно которой положения Конституции РФ предполагают недопустимость имплементации в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания <7>. Таким образом, международные договоры Российской Федерации подлежат реализации в рамках российской правовой системы только при условии признания высшей юридической силы Конституции РФ.
--------------------------------
<7> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", п. п. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой ст. 11, п. 4 части четвертой ст. 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 ст. 13, п. 4 части 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 ст. 15, п. 4 части 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 2 части четвертой ст. 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Российская Федерация заключает международные договоры об оказании помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок реализации данных международных обязательств Российской Федерации определяется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644 "О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций". В соответствии с указанным документом помощь иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации оказывается на основании обращения руководства этого государства в Правительство РФ. Предложения по объему и содержанию помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации с обоснованием предполагаемых расходов подготавливаются МЧС России совместно с Министерством иностранных дел РФ и вносятся в Правительство РФ. Помощь иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации оказывается на основании решения Правительства РФ.
Для организации оказания помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации федеральные органы исполнительной власти осуществляют определенные мероприятия, предусмотренные названным Постановлением, в частности:
а) Министерство иностранных дел РФ:
- предпринимает по дипломатическим каналам меры по обеспечению содействия органов власти государства, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация, а при необходимости - органов власти третьих государств в осуществлении мероприятий по доставке российского отряда (группы) в район действия, а также обеспечивает персоналу этого отряда (группы) консульскую поддержку;
- направляет при необходимости представителя посольства Российской Федерации в район действия российского отряда (группы);
- обеспечивает взаимодействие с национальными и международными структурами, создаваемыми для координации работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
б) МЧС России:
- обеспечивает проведение подготовительных мероприятий, включая выдачу оперативных прогнозов, а также приводит в состояние готовности необходимые силы и средства;
- направляет по согласованию с принимающей стороной российский отряд (группу) в район действия;
- осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке к отправке российского отряда (группы) и взаимодействие с национальными и международными структурами в зоне чрезвычайной ситуации;
в) Министерство транспорта РФ при необходимости обеспечивает выделение по заявкам МЧС России транспортных средств с последующим возмещением связанных с этим расходов.
После завершения мероприятий по оказанию помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС России представляет в Правительство РФ отчет о выполненных работах, формах и масштабах российского участия и произведенных расходах. Лица, участвующие в оказании помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации, перед выездом в район действия подлежат медицинскому и эпидемиологическому контролю, а также обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством РФ.