Статья 28.1. Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба
Комментарий к статье 28.1
1. Часть первая комментируемой статьи посвящена некоторым налоговым преступлениям с точки зрения их составов, объективная сторона которых определяется ключевыми понятиями "уклонение" и "неисполнение". Виновный в таких преступлениях освобождается от уголовной ответственности при условии, что инкриминируемое преступление им совершено впервые, но до начала судебного заседания по уголовному делу он полностью возместил причиненный бюджетной системе ущерб, который исчисляется по правилам части второй этой же статьи и УПК. Уголовное преследование не прекращается судом или же следователем с согласия руководителя следственного органа.
2. Аналогичная процедура при тех же условиях применяется также в отношении подозреваемых и обвиняемых еще по целому ряду уголовных дел о преступлениях, совершаемых в экономической сфере, исчерпывающий перечень которых содержится в частях 3 и 3.1 комментируемой статьи с той лишь разницей, что решение о прекращении уголовного преследования определенного лица может наряду с судом и следователем принять в соответствии со своей подследственностью конкретного уголовного дела дознаватель (с согласия прокурора), а методика определения материального ущерба, подлежащего возмещению, детально прописана не в УПК, а в части второй Уголовного кодекса РФ и в комментариях не нуждается.
3. Особого внимания заслуживают сформированные в виде частей 3.1 и 3.2 новые отсылочные условия освобождения от уголовной ответственности, первоосновой которых являются правила, закрепленные в части третьей статьи 76.1 Уголовного кодекса РФ, которые отражают специфику субъектов некоторых преступлений, совершаемых в экономической сфере, в частности, еще не упоминавшихся: а) уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств (статья 193 УК) и б) уклонение от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК). Согласно части третьей статьи 76.1 УК от уголовной ответственности виновный в совершении данных преступлений может быть освобожден при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 г. либо до 1 января 2018 г. указанных преступлений "при условии, что это лицо является декларантом..." (далее по тексту, который в воспроизводстве не нуждается). Причем согласно части 3.2 в случае несогласия руководителя следственного органа с таким прекращением уголовного преследования он выносит постановление об отказе в прекращении уголовного преследования, о чем уведомляется обвиняемый (подозреваемый), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. Прокомментировать данное законоположение не представляется возможным хотя бы потому, что несогласие руководителя следственного органа с прекращением уголовного преследования вообще исключает возможность применения норм комментируемой статьи. Не поддается объяснению и участие в этих правоотношениях Генерального прокурора РФ и Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
4. Нереабилитирующий смысл прекращения уголовного преследования в порядке применения правил комментируемой статьи предопределяет сугубо добровольный характер возмещения ущерба, о котором в ней идет речь, что и отражено в частях четвертой и пятой данной статьи. Любое несогласие обвиняемого, подозреваемого с применением правил комментируемой статьи влечет завершение уголовного дела в обычном порядке: составление обвинительного заключения, направление уголовного дела по подсудности, судебное разбирательство и постановление приговора с разрешением гражданского иска по поводу ущерба и его принудительным взысканием.