Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
Комментарий к статье 132
1. Признаки основного и квалифицированного состава преступления в основном совпадают с соответствующими признаками изнасилования (ст. 131 УК).
2. Основное отличие лежит в объективной стороне преступления (п. 2, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N 16): если при изнасиловании ответственность наступает за половое сношение между мужчиной и женщиной в естественной форме, где потерпевшей стороной является женщина, то ст. 132 УК предполагает ответственность за все прочие насильственные действия сексуального характера. В их числе закон специально выделяет мужеложство (сексуальные контакты между мужчинами в любой форме, в том числе оральный контакт (coitus per os) и междубедренный коитус между мужчинами) и лесбиянство (сексуальные контакты между женщинами в любой форме). К иным действиям сексуального характера относятся не охватывающиеся понятием изнасилования сексуальные контакты между мужчиной и женщиной, где потерпевшей стороной является женщина, в том числе анальный контакт (coitus per anum), оральный контакт (coitus per os), имитация полового акта (например, нарвасадата, т.е. суррогатная форма полового сношения путем введения полового члена между молочными железами женщины; винхарита, т.е. такая же форма путем введения полового члена между сжатыми бедрами женщины). Сюда же следует отнести и половое сношение в естественной форме между мужчиной и женщиной, где потерпевшей стороной является мужчина.
3. Следствием особенностей объективной стороны является также то, что к непосредственному потерпевшему в данном составе может быть отнесен также мужчина, а к исполнителю основного состава - женщина.
4. Если умыслом лица охватывается совершение им (в любой последовательности) изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует оценивать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК. При этом для квалификации содеянного не имеет значения, был ли разрыв во времени в ходе совершения в отношении потерпевшей изнасилования и насильственных действий сексуального характера (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N 16).