Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
Комментарий к статье 193
1. Предметом преступления являются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, подлежащие репатриации в порядке, установленном Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Криминообразующим признаком состава преступления является крупный размер нерепатриированных денежных средств, превышающий 100 млн рублей. В примечании к статье установлен специальный механизм подсчета такого крупного размера: допускается сложение незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям. С учетом ст. 5 УК такое сложение возможно только при условии, что все действия охватывались единым умыслом. При отсутствии единого умысла отдельные эпизоды в пределах года образуют уголовно наказуемое деяние при условии предшествующего привлечения к административной ответственности и достижения нерепатриированной суммой в каждом эпизоде 100 млн рублей; в ином случае ответственность наступает по соответствующей части ст. 15.25 КоАП РФ. В случае, если преступление продолжается более одного года (т.е. имеют место продолжающиеся эпизоды, выходящие за период одного года и охваченные единым умыслом), содеянное не образует совокупности тождественных преступлений; и наоборот, при достижении суммой нерепатриированных денежных средств крупного размера до истечения года ожидать такого истечения для квалификации преступления как оконченного нет необходимости. Из суммы крупного размера подлежат исключению суммы, ставшие основанием для предшествующего привлечения лица к административной ответственности по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
2. Объективная сторона представлена альтернативно описанными деяниями, связанными, говоря в целом, с незачислением денежных средств или по успешно реализованному внешнеторговому договору (контракту), или по сорвавшемуся исполнением такому договору (контракту). Иными словами, деяние состоит в бездействии, а именно нарушении обязанности, установленной п. 1 - 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Уголовная ответственность невозможна при отсутствии обязанности по репатриации в силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (эти суммы подлежат исключению из подсчета при определении крупного размера). То, куда направлены соответствующие денежные средства, не имеет уголовно-правового значения.
3. Преступление признается оконченным (при условии неисполнения обязанности по репатриации) по истечении срока для репатриации, определенного в соответствии с ч. 1.1 - 1.2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". При суммировании сумм нерепатриированных денежных средств годичный период должен охватывать период времени, начиная с первого срока для репатриации и заканчивая последним сроком в пределах 12 любых календарных месяцев подряд.
4. Часть 2 данной статьи содержит, по сути, самостоятельный состав преступления. В отличие от состава ч. 1, в данном составе не требуется предшествующего привлечения лица к административной ответственности, и уголовная ответственность наступает сразу при установлении крупного размера нерепатриированных денежных средств, если деяние совершено при наличии одного из криминообразующих признаков: а) в особо крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 150 млн рублей. Соответственно, нерепатриация на сумму от 100 до 150 млн рублей уголовно наказуема только после предшествующего привлечения к административной ответственности, тогда как нерепатриация на сумму свыше 150 млн рублей сразу уголовно наказуема; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с использованием заведомо подложного документа. Таким документом, например, может быть внешнеторговый договор (контракт), документы, представляемые в связи с репатриацией в банки; г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Это могут быть так называемые "фирмы-однодневки", "технические компании".
5. Условием привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 данной статьи является предшествующее привлечение к административной ответственности обвиняемого физического лица по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ (в этом случае с учетом диспозиции нормы КоАП РФ обвиняемый должен быть ранее подвергнут административному наказанию как индивидуальный предприниматель или должностное лицо). Административной преюдиции не создает предшествующее привлечение к ответственности юридического лица, в котором работает обвиняемый, по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Такое привлечение для целей привлечения к ответственности по ст. 193 УК будет считаться действительным, если новое деяние (или хотя бы самый первый эпизод его) окончено в период времени со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).