1.11. Право на оспаривание экстраординарных сделок
Среди наиболее распространенных экстраординарных сделок, заключаемых ООО, являются крупные сделки (ст. 46 Закона об ООО) и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 45 Закона об ООО). На практике зачастую встречаются ситуации, когда при заключении указанных двух видов экстраординарных сделок не соблюдается необходимая и предусмотренная Законом об ООО процедура извещения и согласования данных сделок с коллегиальными органами управления общества. Причем нарушение данной процедуры в большей мере происходит не столько из нежелания ее соблюдения, сколько из-за их незнания и попустительства исполнительных органов.
Признаки крупной сделки изложены нами выше - в разделе 4 данной книги, а признаки сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (далее - сделка с заинтересованностью), раскрыты в разделе 3. При этом легальное определение сделки с заинтересованностью дано в ст. 45 Закона об ООО.
В частности, законодатель сделку с заинтересованностью определил как сделку, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):
- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
Основная обязанность указанных лиц заключается в том, что они должны доводить до сведения общего собрания участников ООО, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) - также до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества следующую информацию:
- о подконтрольных им юридических лицах;
- о юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления;
- о наличии у них указанных родственников и подконтрольных указанным родственникам лицах (подконтрольных организациях) (при наличии таких сведений);
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.
Процедура доведения указанной информации до коллегиальных органов управления ООО заключается в сообщении в письменной форме заинтересованным лицом обществу информации, содержащей указанные сведения. А общество, в свою очередь, обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников общества в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания участников общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) - также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Извещение должно быть направлено не позднее чем за пятнадцать дней до даты совершения сделки, если иной срок не предусмотрен уставом общества. В извещении должны быть указаны: лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.
Важно отметить, что по общему правилу, предусмотренному п. 4 ст. 45 Закона об ООО для заключения сделки с заинтересованностью, не требуется получения обязательного предварительного согласия на ее совершение. Вместе с тем по требованию единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или участников (участника), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, на сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть до ее совершения получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества.
При этом принятие решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть отнесено уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10% балансовой стоимости активов общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 8 ст. 45 Закона об ООО).
Указанное диспозитивное правило законодателя предоставляет исполнительным органам общества, совету директоров, общему собранию и участникам ООО право выбора на принятие решения о получении согласия на совершение обществом сделки с заинтересованностью. Реализация такого правила обусловлена необходимостью оценки результатов совершения сделки с заинтересованностью, имеется в виду, ущербна она для общества или нет.
В любом случае при необходимости получения согласия на заключение сделки с заинтересованностью решение о согласии на совершение такой сделки принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении, или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не являющихся заинтересованными в совершении такой сделки или подконтрольными лицам, заинтересованным в ее совершении. В таком решении должно быть указано лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.
Итак, согласие на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, необходимо получить только в том случае, когда получение такого согласия предусмотрено уставом ООО, или по требованию коллегиальных органов управления общества и участника (участников) общества, обладающих не менее чем 1% от общего числа голосов участников общества. При этом уставом общества может быть установлен определенный, то есть установленный участниками общества порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Такой порядок может быть предусмотрен уставом ООО при его учреждении или внесении изменений в устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Исключение из устава ООО указанных положений осуществляется только по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 9 ст. 45 Закона об ООО).
Кроме того, коллегиальные органы управления общества и его участник (участники) вправе обратиться к обществу с требованием предоставить информацию, касающуюся сделки с заинтересованностью, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересов общества (совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных, и другую информацию). Указанная информация должна быть предоставлена обратившемуся с требованием лицу в срок, не превышающий 20 дней с даты получения соответствующего требования.
Последствием несоблюдения процедуры получения согласия на совершение сделки с заинтересованностью является признание такой сделки недействительной по правилам п. 2 ст. 174 ГК РФ по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем 1% общего числа голосов участников общества. В этой связи ВС РФ отметил, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, или крупная сделка, заключенная от имени общества генеральным директором (директором) или уполномоченным им лицом с нарушением требований, предусмотренных, соответственно, ст. 45 и 46 Закона об ООО, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску общества или его участника. Если к моменту рассмотрения такого иска общим собранием участников, а в соответствующих случаях советом директоров (наблюдательным советом) общества будет принято решение об одобрении сделки, иск о признании ее недействительной не подлежит удовлетворению <51>.
--------------------------------
<51> См.: п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14.
Более того, подобный иск можно подать только в одном случае - если сделка с заинтересованностью совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на ее совершение.
Важно также отметить, что отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания ее недействительной до тех пор, пока не будет доказано, что последствия заключения такой сделки причинили обществу существенный ущерб. При этом ВС РФ обратил внимание на то, что сделка общества может быть признана недействительной по иску участника и в том случае, когда она хотя и не причиняет убытков обществу, тем не менее не является разумно необходимой для хозяйствующего субъекта, совершена в интересах только части участников и причиняет неоправданный вред остальным участникам общества, которые не выразили согласия на совершение соответствующей сделки. В частности, по общему правилу деятельность любого коммерческого юридического лица (исходя из его уставных задач) имеет своей основной целью извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Обычным способом изъятия участниками денежных средств от успешной коммерческой деятельности принадлежащих им организаций является распределение прибыли в порядке, предусмотренном Законом об ООО.
Вместе с тем возможны ситуации, когда прибыль изымается в пользу отдельных участников посредством иных сделок общества, в том числе через выплату процентов по займу. Указанные действия не являются сами по себе незаконными и не нарушают прав остальных участников на получение причитающейся им части прибыли от деятельности общества (абз. 2 п. 1 ст. 67 ГК РФ) при условии, что остальные участники выражали согласие на такое распределение прибыли (например, голосовали в пользу одобрения сделки с заинтересованностью или же данный вопрос был урегулирован уставом общества либо корпоративным договором, заключенным между всеми участниками хозяйствующего субъекта) либо сами также фактически получают причитающуюся им часть прибыли общества <52>.
--------------------------------
<52> См.: п. 17 Обзора практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах.
В отношении споров о признании сделки с заинтересованностью недействительной применяется общий срок исковой давности в три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ), который в случае его пропуска восстановлению не подлежит (п. 6 ст. 45 Закона об ООО).
Одним из наиболее заинтересованных лиц в обжаловании экстраординарных сделок является участник ООО, который мотивирован в прибыльной деятельности общества, в том числе за счет крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Именно такие сделки зачастую влияют на итоговый финансовый результат деятельности общества. Поэтому экстраординарные сделки в безусловном порядке должны стать объектом внимания участников ООО, которые в процессе их согласования определяют экономическую целесообразность в заключении таких сделок. А лишение участников такой возможности является предпосылкой для возникновения возможного ущерба не только у участников общества, но и самого общества. Именно по этой причине участник общества является одним из инициаторов по оспариванию экстраординарных сделок через суд в вышеустановленном порядке в целях признания их недействительными с соответствующими последствиями.
В случае обращения участника ООО в суд с заявлением о признании крупной сделки или сделки с заинтересованностью недействительной необходимо учитывать рекомендации ВС РФ, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28, в котором ВС РФ сообщил, что при квалификации сделки как крупной сделки или как сделки с заинтересованностью следует учитывать следующее.
1. Положения п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 46 Закона об ООО не исключают возможности квалификации в качестве крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью заключаемого с работником общества договора или его отдельных положений.
С учетом всех обстоятельств дела о возможности квалификации трудового договора как крупной сделки могут свидетельствовать его положения, предусматривающие выплаты (разовую или неоднократные) денежных средств работнику в случае увольнения и (или) наступления иных обстоятельств либо заработной платы за период действия трудового договора, размер которых составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. В случае заключения бессрочного трудового договора в качестве расчетного периода для целей оценки сделки как крупной берется, с учетом ежегодного характера отчета органов управления хозяйственного общества о своей деятельности перед участниками, один год (подп. 6 п. 2 ст. 33 и ст. 34 Закона об ООО).
При решении вопроса о том, нарушает ли интересы юридического лица заключение трудового договора, судам следует оценивать, насколько его условия отвечали обычным условиям трудовых договоров, заключаемых со специалистами аналогичной квалификации и соответствующего профессионального уровня, с учетом характера обязанностей сотрудника, в том числе о неразглашении информации, неконкуренции (после увольнения), масштаба и прибыльности бизнеса и т.п.
2. Ввиду того что в основе мирового соглашения лежит гражданско-правовая сделка, к нему, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права, в том числе об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 45 и 46 Закона об ООО).
Однако, поскольку с учетом положений п. 2 ст. 166 ГК РФ суд не вправе признавать оспоримую сделку недействительной по своей инициативе, он не вправе отказать в утверждении мирового соглашения под предлогом нарушения законодательства о крупных сделках или сделках с заинтересованностью, за исключением случаев, когда имеет место очевидное злоупотребление, при котором может идти речь о ничтожности сделки (в частности, на основании ст. 10 и 168 ГК РФ).
При этом судам следует учитывать, что в случае заключения мирового соглашения с нарушением соответствующих правил одобрения участник общества, не принимавший участия в рассмотрении дела, где такое соглашение было заключено, вправе в силу п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ предъявить требование о пересмотре судебного акта, утвердившего мировое соглашение, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке главы 37 АПК РФ. Удовлетворение указанного процессуального заявления участника возможно только в том случае, если суд удовлетворил бы заявление об оспаривании мирового соглашения как сделки. Аналогичным образом происходит оспаривание признания иска и отказа от иска (ч. 5 ст. 49 АПК РФ) <53>.
--------------------------------
<53> См.: п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28.