§ 8. Социальные стандарты и гарантии
Обновленная редакция ст. 75, а также введенная статья 75.1 Конституции РФ направлены на расширение социальных гарантий граждан, в том числе в сфере труда, пенсионного обеспечения, социального страхования. Таким образом, продолжается последовательная реализация принципов социального государства, составляющих одну из основ конституционного строя, а также государственной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В ст. 7 Конституции указывается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, предусматриваются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Развивая данные положения, конституционная новелла утверждает, что Российская Федерация высоко ценит человека труда и обеспечивает защиту его трудовых прав.
На конституционный уровень выведено положение о том, что МРОТ должен быть не менее прожиточного минимума трудоспособного населения на всей территории Российской Федерации. Это позволяет снизить риски злоупотреблений со стороны работодателей, так как исключает возможность установления неоправданно низкого размера заработной платы. Кроме того, МРОТ является базовой величиной, на которую начисляются все надбавки, доплаты, компенсационные и поощрительные выплаты.
Примечание. О роли правового института "минимальный размер оплаты труда" не раз высказывался Конституционный Суд РФ. Так, в Определении от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О указывается, что МРОТ по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Основным назначением МРОТ в системе правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Аналогичная правовая позиция была высказана в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
Закрепление на конституционном уровне не только права на социальное обеспечение, но и инструментов его защиты от инфляции, способствует реализации задач социального государства, провозглашенных ст. 7 Конституции РФ. Индексация представляет собой основную антиинфляционную меру, направленную на защиту социальных выплат от обесценивания в связи с повышением уровня цен, а предоставление социальных выплат предполагает установление механизма их индексации (Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П, Определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 364-О, от 2 апреля 2009 г. N 476-О-П и др.).
Данные изменения, уточняющие конституционные правомочия и функции государства, по своему содержанию представляют собой дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод, предусмотренных гл. 2 Конституции РФ, корреспондируют сформулированным в ней принципам справедливости, юридического равенства и социального государства (ст. ст. 7 и 19). Они ориентируют всю систему публичной власти на достижение показателей, характеризующих определенный уровень социального благополучия граждан. В совокупности с положениями ст. ст. 71, 72, 114 Конституции РФ, они позволяют существенно повысить качество государственного управления в социальной сфере, обеспечивая соответствие поставленным целям функций и полномочий органов власти.
Принятие поправок к ст. 75 Конституции РФ означает, что социальные стандарты становятся базовым инструментом государственного управления общественным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении гарантий гражданам и решении других задач. Они приобретают вид конституционно оформленных, обязательных для исполнения нормативов. При этом их количественное выражение должно обеспечивать должное качество жизни человека.
Положения ст. 75.1 Конституции РФ указывают на то, что в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Это также конкретизирует положения о социальном государстве и согласуется с принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц (ст. 7; ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
Примечание. В Заключении от 16 марта 2020 г. Конституционный Суд РФ отметил: гл. 3 Конституции РФ дополняется рядом положений, которые на конституционном уровне закрепляют, что МРОТ гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч. ч. 5, 6 и 7 ст. 75).
Помимо минимальных социальных стандартов, которые в большей степени нашли отражение в поправках к ст. 75 Конституции, в ст. 75.1 закреплены важнейшие характеристики социального государства, определяющие содержание и социализирующие разные стороны жизни общества - формирующие социальную политику, социальную экономику, социальную ответственность. Вместе с тем надо учитывать, что фактическое состояние социального государства изменяется и будет изменяться далее в связи с достижениями научно-технического и общественного прогресса, а это, в свою очередь, повлечет изменение его юридической конструкции.
Установление в Конституции РФ социальных гарантий не ограничит законодателя в настройке системы государственного социального обеспечения, а создаст дополнительные гарантии сохранения того правового положения, которое уже было достигнуто. Например, включение в Конституцию РФ положений о регулярной индексации размера пенсий предполагает обязательность такой индексации. Основания и механизм ее применения определяются отраслевым законодательством.
Примечание. Государство, приняв на себя определенные публично-правовые обязательства, не может произвольно отказываться от их выполнения. Иное означало бы нарушение принципов справедливости, правового и социального государства. Из этого следуют обязанности законодателя при изменении правового регулирования сохранять признанный государством объем возмещения вреда, достигнутый уровень защиты прав и свобод граждан, гарантий их социальной защищенности (Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. N 462-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О).
Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий позволяет обеспечить преемственность правового регулирования и государственную защиту социальных прав. В советские годы отечественной истории принципу социального государства уделялось достаточно пристальное внимание, а важнейшие социальные гарантии находили непосредственное отражение в тексте Основного Закона.
Уровень социальной защищенности граждан СССР являлся одним из самых высоких (если не самым высоким) для своего времени. Так, согласно ст. 118 Конституции СССР 1936 г. гражданам СССР гарантировалось право на труд, т.е. на получение работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Статья 119 Конституции СССР 1936 г. предусматривала корреспондирующее право на отдых, которое было подробно регламентировано в сравнении с положениями европейских конституций того периода.
Конституция "развитого социализма" продолжила курс на укрепление социальных гарантий. Статья 23 Конституции СССР 1977 г. устанавливала, что на основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В качестве норм-целей Конституция СССР 1977 г. в ст. 21 декларировала: государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Идеи о социальной функции государства можно найти еще в первых проектах конституций периода Российской империи. В частности, в параграфе шестом главы первой "Русской Правды" П.И. Пестеля закреплялось следующее положение: "Цель государственного устройства должна быть в возможном благоденствии всех и каждого".
Положения Конституции РФ о социальном государстве и иные нормы, направленные на конкретизацию соответствующего правового принципа, возлагают на государство дополнительные обязанности по обеспечению действия социальных гарантий, пересмотреть которые в сторону ухудшения будет невозможно за пределами конституционного регулирования. Таким образом, поправки объективируют не только формально-юридическую природу, но и социальную сущность Конституции.
Расширение социально-ценностной базы Основного Закона выступает элементом прогрессивного развития отечественного конституционализма, в полной мере отвечающего общемировым тенденциям конституционного регулирования социальных обязательств государства и определения в национальных конституциях широкого круга гарантий конституционных прав граждан.
Примечание. Идея уважительного отношения к труду граждан со стороны государства в разных вариантах реализована в конституциях многих иностранных государств.
Конституция Польши (ст. 24) устанавливает обязанность государства создавать условия для обеспечения занятости граждан. Аналогичное регулирование содержится в Конституции Греции (ст. 22). В Конституции Бельгии (ст. 23) закреплена обязанность государства осуществлять надзор за условиями труда.
В ряде иностранных государств на конституционном уровне отражено стремление государства обеспечить минимальный уровень оплаты труда (например, ст. 32 Конституции Южной Кореи). Схожая норма, касающаяся соотнесения величин прожиточного минимума и минимального размера оплаты имеется в Конституции Мексики (п. 6 ч. А ст. 123), где установлено, что минимальная заработная плата должна быть достаточной: для удовлетворения материальных, социальных и культурных нужд семьи, обеспечения необходимого образования для детей.
В текстах конституций некоторых стран закреплено право граждан на получение пенсий и иных социальных выплат (например, ст. 63 Конституции Португалии). Согласно Конституции Швейцарии (ст. 112) размеры пенсии должны приспосабливаться к динамике цен и соразмерно покрывать потребности существования.
В соответствии со ст. 50 Конституции Испании государственные органы посредством адекватных и периодически индексируемых пенсий гарантируют гражданам, достигшим преклонного возраста, достаточный доход. Без возложения дополнительных обязательств на семьи они должны содействовать росту их благосостояния через систему социальных услуг, которая обеспечивает решение конкретных проблем в области здравоохранения, жилья, культуры и досуга.
Преамбулой Конституции Франции каждому гражданину, который в силу своего возраста, физического или умственного состояния либо экономического положения не может работать, гарантируется право получения материальной помощи.
Статьей 38 Конституции Италии каждому трудящемуся гарантируется право на получение достаточных для удовлетворения своих потребностей материальных средств, а также получение таких средств в случае несчастного случая, болезни, инвалидности, старости и вынужденной безработицы.