Комментарии.org Комментарии Российского законодательства
style="max-height: 50vh;">
§ 3. Преемственность в развитии российского государства,
защита исторической правды. Дети как приоритет
государственной политики

Включение в Конституцию РФ новой статьи 67.1 служит развитию ценностного содержания российской Конституции, решает задачи, которые в 1993 г. в силу исторических причин не получили необходимого отражения в Основном Законе.
Часть 1 указанной статьи провозглашает Российскую Федерацию правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР. В доктрине международного права идут дискуссии о природе и об определении понятий правопреемства и правопродолжательства (континуитета). Под правопреемством понимается переход прав и обязанностей одного государства к другому или смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения определенной территории. Основаниями правопреемства являются разделение, выделение, объединение, присоединение каких-либо государств или территорий. Континуитетом принято считать сохранение идентичности правосубъектности государства независимо от любых внутренних изменений (при условии сохранения той же территории и того же населения), что связано с непрерывным действием международных договоров для данного государства или непрерывностью международных обязательств государства, в первую очередь договорных.
Так сложилось, что Россия после распада СССР еще в 1991 г. была признана международным сообществом в качестве правопродолжателя и правопреемника СССР. К России без промедления автоматически перешел контроль над ядерным оружием (Украина и Казахстан должны были обеспечить его передачу России). Этот геостратегический фактор сыграл важнейшую роль в признании статуса России ООН и Европейским сообществом.
Статус Российской Федерации как продолжателя СССР был поддержан 21 декабря 1991 г. Советом глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ), который согласился с тем, чтобы она сохранила членство в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. 24 декабря 1991 г. в официальном Послании Президента Российской Федерации Генеральному секретарю ООН, со ссылкой на упомянутое выше решение Совета глав государств СНГ, сообщалось о продолжении Российской Федерацией членства СССР в ООН. В послании Генерального секретаря ООН всем членам ООН предложено считать, что это обращение носит уведомительный характер, констатируя реальность, и не требует формального одобрения со стороны ООН. Таким образом, членство в ООН к России перешло 24 декабря 1991 г.
Впоследствии это признание было поддержано другими международными организациями и практически всеми государствами мира. Например, государства - члены Европейских сообществ 23 декабря 1991 г. в Заявлении "двенадцати" о будущем статусе России и других бывших республик приняли к сведению, что международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией. Они приветствовали согласие России принять на себя эти обязательства и ответственность.
Вопросы правопреемства СССР в отношении внешнего долга и активов стали сообща регулироваться советскими республиками (кроме прибалтийских республик и Грузии) еще до создания СНГ. 4 декабря 1991 г. был подписан договор "О правопреемстве в отношении государственного внешнего долга и активов Союза ССР", а 13 марта 1992 г. он был дополнен соглашением "О собственности бывшего Союза ССР за рубежом". Реализация данных соглашений столкнулась с трудностями, поэтому окончательно переход собственности бывшего СССР к России был урегулирован в конце 1992 г.
Вопросы правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР, находящихся за рубежом, урегулированы в двусторонних соглашениях, заключенных Россией со всеми государствами СНГ. Проблема осталась не решенной с Украиной, соглашение с которой до настоящего времени не вступило в силу.
В Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. государства-участники гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего СССР, однако они по-разному сформулировали свой правовой статус по отношению к ним. Одни переняли обязательства в качестве государств-преемников. Россия нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. уведомила иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством - продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Данная формула была принята большинством государств - участников договоров с бывшим СССР, хотя некоторые, например Франция, признали необходимым пересмотреть отдельно каждое из двусторонних соглашений и утвердить посредством обменных писем список соглашений, остающихся в силе.
С учетом общего уровня правового регулирования международной деятельности России в начале 90-х гг. XX в. практически все вопросы правопродолжательства решались оперативными актами органов исполнительной власти. О конституционном регулировании правопродолжательства не шло речи. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (п. 3 ст. 1) распространил свое действие на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

Примечание. Статус Российской Федерации как правопреемника (правопродолжателя) СССР составляет неотъемлемую характеристику (основание) ее суверенитета во внутригосударственных и международных делах и ни фактически, ни юридически не может быть поставлен под сомнение. Данная норма о правопреемстве, а именно Конституция РФ выступает высшей универсальной формой легитимации Российской Федерации, закрепляет ее конституционную идентичность во внутригосударственном и международном пространстве, конституционно оправданна и согласуется с основами конституционного строя России в качестве их конкретизации (Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г.).

Закрепление в ст. 67.1 положений о том, что Российская Федерация является правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) СССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов СССР за пределами территории Российской Федерации, создает конституционные основы не только для закрепления сложившегося международно-правового статуса нашего государства, но и для обеспечения конституционности деятельности его органов по отстаиванию интересов Российской Федерации в решении имущественных и иных неурегулированных вопросов в других государствах и на иных территориях.
В контексте исторической преемственности следует рассматривать обращение к тысячелетней истории России, памяти предков и вере в Бога, к отечественным государственно-правовым и нравственным традициям как важному фактору сохранения устойчивости государства. Российская государственность имеет долгую историю, которая была полна драматических событий и нелегких испытаний. Государство состоялось на основе объединения разных наций и народов, населяющих территорию нашей страны. История показывает наличие преемственности в развитии государственных институтов и общей линии на достижение и сохранение единства, которая определила не только выживание, но и успешное становление многонационального государства.

Примечание. Преемственность исторического развития также нередко отражается в национальных конституциях (как правило, в преамбуле).
Преамбула Конституции Франции гласит: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года". Таким образом, преемственность выражается в прямой отсылке к историческим документам.
Преамбула Конституции Китая содержит указания на основные этапы развития государственности.

Преемственность выражается не только в институциональных характеристиках, но и в нравственных идеалах, а также в переданной предками вере в Бога. В условиях постоянной внешней угрозы нравственные идеалы и вера в Бога стали теми традиционными ценностями, наличие которых способствовало становлению и укреплению государственного единства. Россия на протяжении своей истории признавала веру в Бога в качестве важной части духовной основы жизни общества.
Вера связывает народы России с исторической памятью и традиционными ценностями, которые выступают залогом существования единого сильного государства. Поэтому внесение в текст Конституции положения о переданных предками идеалах и вере в Бога неразрывно связано с сохранением сложившего государственного единства, с развитием российской государственно-правовой традиции. Упоминание о Боге, которое внесено в текст Конституции, - это, по сути, констатация значения духовного наследия многонационального и многоконфессионального народа Российской Федерации. Конституционные новеллы обращены к нравственным истокам, что в равной степени важно для всех конфессий.
Указанная поправка не нарушает конституционных положений о том, что Российская Федерация является светским государством (ст. 14 Конституции РФ). Вера в Бога, выступая важной частью духовной основы жизни общества, остается личным делом каждого и при этом является важным фактором межнациональной интеграции. В целом данное изменение играет важную роль в контексте перехода к конкретизации и конституционной защите закрепляемых в тексте Конституции других традиционных ценностей, таких как семья и дети.

Примечание. Нормы ч. 2 ст. 67.1 носят неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер и не могут расцениваться, толковаться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию, изменяющие принципы плюралистической демократии и светского характера Российской Федерации.

Примечание. Упоминание Бога в тексте конституции является распространенной мировой практикой, характерной и для светских государств, не придающих какой-либо религии государственный статус. Подобные положения подчеркивают особое значение религии как социального института в жизни человека и всего общества.
В преамбуле Конституции ФРГ закреплено: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми...". Вместе с тем ст. 137 Конституции ФРГ прямо предусматривается отсутствие государственной церкви.
Преамбула Конституции Швейцарии начинается со слов: "Во имя Всемогущего Бога!".
Преамбулой Конституции Польши декларируется: "В заботе о существовании и будущем нашей Родины, вновь обретя в 1989 году возможность суверенно и демократически определять Ее судьбу, мы Польский народ - все граждане Республики, верующие в Бога как источник истины, справедливости, добра и красоты, а также те, кто не разделяет такой веры, но уважает эти общечеловеческие ценности." В ст. 25 Конституции Польши прямо установлено, что церкви и иные союзы являются равноправными, а публичная власть Польши сохраняет беспристрастность в вопросах религиозных, мировоззренческих и философских убеждений, обеспечивая тем самым свободу их выражения в публичной жизни.
Преамбулой Конституции Бразилии провозглашается: "Мы, представители бразильского народа... промульгируем, под покровительством Бога, настоящую Конституцию Федеративной Республики Бразилия". При этом ч. 6 ст. 5 Конституции Бразилии гарантируется свобода совести и вероисповедания, осуществления религиозных культов.
В ч. 1 ст. 44 Конституции Ирландии предусматривается, что государство признает уважение к публичному поклонению как исполнению долга перед Всемогущим Богом и должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию. Согласно части 2 той же статьи государство гарантирует, что не будет покровительствовать какой-либо религии. В преамбуле Конституции Ирландии говорится: "Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства, Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний...".
В преамбуле Конституции Греции упоминается Святая, Единосущная и Нераздельная Троица. В ст. 3 указано: "Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной, управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года... Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается".
Преамбула Конституции Грузии гласит: "Мы, граждане Грузии, непоколебимой волей которых является утверждение демократического общественного устройства, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека, упрочение государственной независимости и мирных отношений с другими народами, опираясь на многовековые традиции государственности грузинского народа и историко-правовое наследие Конституции Грузии 1921 года, перед лицом Господа и страной провозглашаем настоящую Конституцию".
В Конституции Литвы установлено: "Государственные и муниципальные учебно-воспитательные учреждения являются светскими. В них по пожеланию родителей ведется обучение Закону божьему" (ст. 40).
Конституция Норвегии содержит нормы следующего содержания: "Как только король, будучи совершеннолетним, вступит в правление, он должен принести перед Стортингом следующую клятву: "Я обещаю и клянусь, что буду управлять Королевством Норвегия в соответствии с его Конституцией и законами; да поможет мне Бог, Всемогущий и Всеведущий" (ст. 9). Принцесса или принц, которые в случаях, указанных в статье 41, руководят правительством, должны дать следующую письменную клятву перед Стортингом: "Я обещаю и клянусь, что буду руководить правительством в соответствии с Конституцией и законами, да поможет мне Бог, Всемогущий и Всеведущий" (ст. 44).

Преемственность духовных традиций неразрывно связана с преемственностью в развитии российской государственности и правовой системы. Так, вечевое управление в древнерусских городах (известный историк Н. Костомаров насчитал более 80 примеров), прежде всего в таких как Новгород, Псков, Вятка, основывалось на письменных договорных отношениях правящего князя с населением (первый подобный договор был подписан в 1260 г. в Новгороде) или княжеских уставах, во многом схожих с аналогичными городскими конституциями Европы. Соборное уложение - свод законов российского централизованного государства, принятый Земским собором в 1649 г., действовал до 1832 г. Даже названия территорий обширной Российской империи - царства, губернии, области, края, земства - отражали особенности входящих в нее территорий и впоследствии были приспособлены к новым политическим реалиям на основе федеративного устройства государства, укрепляющего исторически сложившееся государственное единство. Идеи конституционализма содержатся в "Кондициях" Анны Иоановны (1730 г.), в "Наказе" Екатерины (1767 г.), в "Плане государственного преобразования" М.М. Сперанского (1809 г.), в конституционных проектах декабристов, в конституционном проекте М.Т. Лорис-Меликова (1881 г.), принятию которого помешало убийство Александра II, в проекте Тырновской Конституции для Болгарии (1879 г.), в подготовке которой участвовали и российские юристы.
Конституционное развитие СССР и Российской Федерации в XX в. позволило реализовать многие идеи проектов прошлого, хотя и на новой социально-политической основе. Так, в конституционном проекте "Русская Правда" П.И. Пестеля (1822 - 1824 гг.) были сформулированы положения о социальных обязательствах государства, о единой системе публичной власти, о языковом, культурном многообразии населяющих Россию народов; в конституционном проекте Н.М. Муравьева (1826 г.) предусматривался имущественный ценз для государственных служащих во избежание их коррупции. В конституционном проекте М.Т. Лорис-Меликова предусматривалось обсуждение проекта комиссиями из представителей земств и городов. Манифест 17 октября 1905 г. учреждал Государственную думу, а принятие Основных государственных законов 1906 г. заложило основы российского конституционализма, отвечающего мировым стандартам.
Советские Конституции обогатили права человека перечнем социальных и экономических прав граждан, оказав влияние на мировую правовую мысль. Таким образом, современный российский конституционализм имеет глубокие исторические традиции, которые следует сохранять.
Новая статья Конституции РФ утверждает, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. Данное конституционное установление является ответом на нарастающие попытки пересмотра роли российского народа во Второй мировой войне, что выражается не только в недобросовестной коррекции исторических фактов, информационных инсинуациях, но и в осквернении и даже разрушении в некоторых странах воинских захоронений и памятников. Противодействие посягательствам на историческую правду теперь имеет конституционную основу.
Комментируемая статья расширяет ценностные ориентиры российского государства, которые объединяют общество. Государство берет на себя обязательства по защите наиболее уязвимой категории населения - детей. Дети провозглашаются приоритетом государственной политики.
Конституция 1993 г. и ранее декларировала защиту детей (ст. ст. 7, 38), но не закрепляла ответственности государства за подрастающее поколение. Новые нормы корреспондируют основополагающим международно-правовым документам. Так, Конвенция о правах ребенка 1989 г. предусматривает, что государства - участники Конвенции обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Закон о поправках, подтверждая международные обязательства российского государства, связывает защиту и поддержку детей не только с их физическим и интеллектуальным благополучием, но и с духовным, нравственным состоянием. Тем самым подчеркивается важность гармоничного развития формирующейся личности, обеспечиваемого государством и общественными институтами, важнейшим из которых является семья. Приоритет семейного воспитания, закрепленный Законом о поправке, отвечает нормам указанной Конвенции, так же как и обязанность государства позаботиться о ребенке, лишенном своего семейного окружения, приняв на себя родительские функции и компенсируя отсутствующие уход и воспитание.

Примечание. Вопросы государственной политики в отношении защиты детей также находят свое выражение в зарубежных конституциях.
В Основном законе ФРГ (ст. 6 ч. 2) закрепляется, что "забота и воспитание детей - естественное право родителей, а также их непосредственная обязанность. Государство осуществляет надзор за соблюдением этой обязанности".
В Конституции Португалии (ст. 69 "Детство") указано, что "дети пользуются защитой со стороны общества и государства в целях их гармоничного развития, в особенности для того, чтобы избежать любых форм беспризорности, дискриминации, угнетения и не допустить злоупотребления властью в семье и различных учреждениях".
В ст. 227 Конституции Бразилии установлено, что обязанностью семьи, общества и государства является обеспечение в абсолютно приоритетном порядке детям и юношеству права на жизнь, здоровье, питание, образование, досуг, профессиональное обучение, освоение культуры, достоинство, уважение, свободу и сосуществование в семье и обществе.
Согласно ст. 46 Конституции Китая государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей. Статья 49 Конституции ФРГ устанавливает, что брак и семья находятся под особой защитой государства. Уход за детьми и их воспитание являются естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Выполнение этой обязанности находится под наблюдением государства.
Статьи 44, 45, 46 Конституции Эквадора содержат указание на то, что государство, общество и семья должны в первую очередь содействовать всестороннему развитию детей и подростков и гарантировать полное осуществление их прав. Права детей имеют приоритет над правами других лиц. Дети и подростки должны иметь право на целостное развитие, которое рассматривается как процесс роста, зрелости и раскрытия их интеллекта и способностей, потенциала и амбиций в семье, школе и обществе. Среда должна позволять удовлетворять их социальные, эмоциональные и культурные потребности при поддержке национальной и местной межсекторальной политики. Дети и подростки пользуются правами, общими для всех людей, в дополнение к тем, которые относятся к их возрасту. Государство признает и гарантирует жизнь, включая заботу и защиту с момента зачатия.

Единение прошлого, настоящего и будущего закладывает аксиологический фундамент российского государства, отражающий преемственность мировоззрения поколений и формирование будущего, основанного на уважении прошлого.

 Скачать
правое меню
Реклама:

Счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2007 - 2021 гг. Комментарии.ORG. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!