Комментарии.org Комментарии Российского законодательства
 Скачать

Справочни Статья 1259. Объекты авторских прав

style="max-height: 50vh;">
Статья 1259. Объекты авторских прав

Комментарий к статье 1259

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в качестве объектов авторских прав рассматриваются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, при условии что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи). Таким образом, произведения охраняются авторским правом независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что само понятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием.
Помимо общего определения произведения, охраняемого авторским правом, в п. 1 комментируемой статьи дается примерный перечень таких произведений (литературные, драматические, музыкальные и др.). Открытость перечня охраняемых авторским правом произведений обусловлена тем, что с развитием новых технологий появляются новые объекты авторского права.
В п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее:
"Перечень объектов авторского права, содержащийся в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим.
Судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права".
Конкретизация категорий охраняемых авторским правом произведений в комментируемой статье, очевидно, вызвана тем, что провести грань между произведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно.
К произведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженные в словесной форме, к произведениям науки - любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей нас действительности, включая произведения научной литературы. Так, статья, посвященная проблемам генетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки. Однако по своей форме - это произведение литературы, поскольку оно выражено в словесной форме и в письменном виде.
К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства и т.д.
Отдельные виды упомянутых в п. 1 комментируемых произведений законодательно не определены и в связи с этим требуют дополнительных разъяснений. Так, законодательно не определены хореографические произведения.
Хореографическое произведение определяется в литературе как "произведение, состоящее из совокупности танцевальных элементов (движений и поз, составляющих хореографический текст, а в некоторых случаях и пантомим), расположенных в определенной последовательности с целью создания цельного хореографического образа в рамках единой концепции, с наложением музыкального сопровождения или без такового. Хореографическое произведение может отличаться определенным авторским стилем" <15>.
--------------------------------
<15> Кирсанова К. Хореографическое произведение, его постановка и исполнение как объекты интеллектуальных прав (начало) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. N 12. С. 42.

В соответствии с действующим законодательством хореографическое произведение может быть выражено в любой объективной форме. При этом отсутствует необходимость наличия письменных или зафиксированных иным способом указаний относительно их постановки как условия охраны, не требуется регистрации хореографического произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.
Отсутствует легальное определение и пантомимы. Обычно под пантомимой понимается представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестами и пластическими движениями.
Графические рассказы - это рассказы, в которых сюжет передается через рисунок, а текст играет вспомогательную роль.
Под комиксами понимаются рассказы в картинках, которые сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенных для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (см. комментарий к ст. 1263 ГК РФ).
Под декоративно прикладным искусством понимается раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера, которые в данном случае являются произведениями, охраняемыми авторским правом. При этом следует учитывать, что произведения декоративно-прикладного искусства, которые хотя и могут иметь функциональное назначение, однако имеют уникальный характер и тем самым отличаются от промышленных образцов, для которых характерен признак промышленной применимости.
Отдельно следует остановиться на произведениях архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.
Действующее законодательство не содержит определения произведения архитектуры, однако в ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" содержатся определения трех объектов, которые в совокупности и можно рассматривать как произведения архитектуры.
Архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.
Садово-парковое искусство - это искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. В законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" объекты садово-паркового искусства законодатель определяет как разновидность архитектурного объекта, что представляется верным.
В действующем законодательстве и в первую очередь Градостроительном кодексе РФ отсутствуют определения понятиям "градостроительство" и "произведение градостроительства". Вместе с тем в пп. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение градостроительной деятельности как деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства.
Таким образом, результат вышеуказанных видов деятельности, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, может рассматриваться как произведение, охраняемое авторским правом.
Пластические произведения как объекты авторских прав занимают промежуточное место между литературными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные похожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков.
Вопрос о правовой охране фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, вызывает определенные сложности. Следует учитывать, что фотография, в том числе и цифровая, включает в себя больший набор элементов, которые отличают ее от просто "сообщения о событиях и фактах", а именно фотография отличается наличием обязательной составляющей в виде результата труда фотографа. Таким образом, можно сказать, что фотография, сделанная автоматической камерой в целях фиксации события (видеонаблюдение, фотофиксация, авторегистратор, рентгеновский снимок и т.п.), не будет являться объектом авторского права, так как изначальная цель фото/видеофиксации направлена исключительно и только на фиксацию и передачу события или факта.
Однако если в автоматический и/или автоматизированный процесс фотофиксации подключается фотограф, который имеет цель получить фотографию (серию фотографий) как произведение, то нельзя отрицать наличие творческого труда фотографа. В этих случаях фотография будет являться объектом авторского права.
Представляется, что частные письма в некоторых случаях могут быть объектом авторского права, несмотря на то что отнесение их к произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относится и к шахматным и шашечным задачам и композициям.
В Письме Росреестра от 07.06.2012 N 13-00614/12 "Об условиях использования данных публичной кадастровой карты" отмечено, что публичные кадастровые карты (ПКК) как разновидность географических, геологических и других карт относятся к объектам авторского права. Как подчеркивается в нем, "они являются производными произведениями. Автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Исключительное право на ПКК имеет Российская Федерация, в то же время авторские права принадлежат Росреестру как создателю ПКК".
С последним утверждением трудно согласиться, поскольку авторские права, за исключением исключительного права, принадлежат физическим лицам.
В п. 1 комментируемой статьи особо подчеркивается, что к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. О программах для ЭВМ см. комментарий к ст. 1261 ГК РФ.
2. В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, несамостоятельные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. В п. 2 комментируемой статьи говорится о двух видах несамостоятельных произведений - производных и составных (см. комментарий к ст. 1260 ГК РФ):
1) под производными произведениями понимаются переводы, обработки, аннотации, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства Вопрос о том, производное ли произведение перед нами, решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (например, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о признании произведения новым, а, следовательно, об охране авторским правом такого произведения, будет решаться при наличии достаточного творческого начала при его создании и соблюдении авторских прав на оригинальное произведение;
2) ко второй группе относятся так называемые составные произведений, то есть произведения, представляющие собой результат творческого труда составителей по подбору или расположению материалов.
Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений при условии, что они самостоятельно обработали и систематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материал по иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителя сборника). Таким образом, законодатель рассматривает подбор и расположение материалов для включения их в сборник в качестве творческой деятельности. При этом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие в сборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом (например, сборник частушек).
Возможны ситуации, когда составитель сборника включил в сборник произведение, охраняемое авторским правом, не получив предварительного согласия правообладателя на такое включение. Возникает вопрос о том, есть ли у составителя авторское право на это произведение. Представляется, что авторское право возникло, однако использовать произведение он не может.
3. Под объективной формой произведения, о которой идет речь в п. 3 комментируемой статьи, понимается такая форма существования произведения во внешнем мире, когда становится возможным его восприятие другими лицами (помимо автора). Результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторского права обусловлено тем, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме. Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы и включает в себя также устную форму.
Таким образом, для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение).
В п. 3 комментируемой статьи перечислены основные разновидности объективной формы. В нем перечисляются такие ее разновидности, как письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Таким образом, устная форма также является разновидностью объективной формы, однако необходимо, чтобы можно было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма выступления и т.д.).
В связи с тем что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно, как уже отмечалось, это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.
4. В п. 4 комментируемой статьи особо подчеркивается, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Для того чтобы произведение было признано объектом авторского права, необходимо наличие вышеназванных признаков (творческий характер и объективная форма выражения), и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификации произведения в качестве такого объекта в каком-либо государственном органе. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени автора и первого года опубликования.
В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая по существу и удостоверяется нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
Вместе с тем в связи с их спецификой в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (см. комментарий к ней).
5. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено правило, по которому авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, авторским правом охраняется форма произведения, а не его содержание. Так, научная идея сама по себе не охраняется правом, но, будучи изложенной на бумаге в виде научных статей, публикация этих идей подпадает под действие авторского права.
Некоторые из упомянутых в нем специальных терминов требуют дальнейших разъяснений.
Под открытием понимается установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального и духовного мира, вносящих коренные изменения в уровень их познания.
Язык программирования - формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ. Он устанавливает набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит ЭВМ.
Согласно ст. 27 Закона о недрах под геологической информацией о недрах понимается информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
В п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее:
"В силу пункта 5 статьи 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения.
Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.
Охране на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ, подлежат также неоконченные произведения".
6. Согласно п. 6 комментируемой статьи не являются объектами авторского права официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено тем, что они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным (хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим государственным органом. Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор - дословно в переводе с английского "народная мудрость"). Это творчество охватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно- и декоративно-прикладное искусство. Э.П. Гаврилов определяет фольклор как коллективную творческую деятельность народа, воплощенную в произведениях художественной словесности, музыки, танца, архитектуры декоративно-прикладного искусства <16>.
--------------------------------
<16> См.: Гаврилов Э.П. Авторское право и фольклор // Советское государство и право. 1985. N 5. С. 88.

К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.). Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследия любой страны.
Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в связи с тем, что сообщения не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О средствах массовой информации" при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Необходимо отметить, что провести грань между произведением, охраняемым авторским правом, и сообщением, имеющим информационный характер, бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, имеет творческий характер и, соответственно, охраняется авторским правом. При наличии комментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться в качестве произведений, охраняемых авторским правом.
7. В п. 7 комментируемой статьи особо подчеркивается, что при определенных условиях авторские права могут распространяться на часть произведения, его название, персонаж произведения. Такими условиями являются самостоятельность результата творческого труда автора и соответствие требованиям, установленным п. 3 комментируемой статьи.
В п. 81 Постановления Пленума РФ Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее:
"Авторское право с учетом пункта 7 статьи 1259 ГК РФ распространяется на любые части произведений при соблюдении следующих условий в совокупности:
такие части произведения сохраняют свою узнаваемость как часть конкретного произведения при их использовании отдельно от всего произведения в целом;
такие части произведений сами по себе, отдельно от всего произведения в целом, могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в объективной форме.
К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Охрана и защита части произведения как самостоятельного результата интеллектуальной деятельности осуществляются лишь в случае, если такая часть используется в отрыве от всего произведения в целом. При этом совместное использование нескольких частей одного произведения образует один факт использования.
Срок действия исключительного права на часть произведения по общему правилу соответствует сроку действия исключительного права на все произведение в целом".
При этом под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация книги). В качестве примера можно привести использование печально известной фирмой АО "МММ" строчки из стихотворения А. Тарковского "Из тени в свет перелетая". Согласие на использование указанной строчки у наследников не было получено, и добровольно АО "МММ" выплачивать компенсацию отказалось. В конечном итоге наследники обратились в суд, который удовлетворил их требования <17>.
--------------------------------
<17> Ананьева Е. Авторское право и реклама // Интеллектуальная собственность. 2001. N 1. С. 28.

Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова. В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует, и соответственно, они авторским правом не охраняются. Что такое результат творческой деятельности - один из основных, если не основной вопрос авторского права. Применяя это определение к названию произведения, нельзя не заметить, что, в отличие от любой другой части (отрывка) произведения, его название вряд ли несет на себе такой же отпечаток творческого труда, как само произведение.
В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
В п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее:
"Не любое действующее лицо произведения является персонажем в смысле пункта 7 статьи 1259 ГК РФ. Истец, обращающийся в суд за защитой прав именно на персонаж как часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими его характеристиками: в частности, определены ли внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом.
При подтверждении наличия индивидуализирующих характеристик действующего лица его охраноспособность в качестве персонажа (пункт 7 статьи 1259 ГК РФ) презюмируется. Ответчик вправе оспаривать такую охраноспособность.
Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
Воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым). В последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
В отношении персонажа произведения не используется понятие сходства до степени смешения. Наличие внешнего сходства между персонажем истца и образом, используемым ответчиком, является лишь одним из обстоятельств, учитываемых для установления факта воспроизведения используемого произведения (его персонажа)".

 Скачать
Поиск:
Реклама:
Счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2007 - 2022 гг. Комментарии.ORG. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!