Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
Комментарий к статье 1307
В соответствии с комментируемой статьей исключительное право на объект смежных прав (другими словами, речь идет об исключительном праве на его использование и распоряжение им, см. комментарий к ст. 1229 ГК РФ) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав. При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее.
К договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав применимы общие положения ст. ст. 1233 и 1234 ГК РФ (см. комментарий к ним) о договоре на отчуждение исключительного права. В частности, предметом данного договора является исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, которое должно передаваться правообладателем в полном объеме другой стороне (приобретателю).
Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями, если ГК РФ не предусмотрено иное и т.д.
Исключительное право на объект смежных прав переходит от правообладателя к приобретателю по общему правилу, если соглашением сторон не предусмотрено иное, в момент заключения не подлежащего регистрации договора об отчуждении исключительного права. Другими словами, переход исключительного права на объект смежных прав не подлежит государственной регистрации.
Данный договор в соответствии со сложившейся точкой зрения может рассматриваться и как реальный, и как консенсуальный.
Вместе с тем, по мнению В.И. Еременко <39>, "такой подход является ошибочным, поскольку не учитываются особенности самих объектов смежных прав. Договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры по определению не могут быть реальными. Необходимо учитывать, что в п. 2 ст. 433 ГК РФ, в соответствии с которым дается обоснование реальным договорам, сделана ссылка на ст. 224, где говорится о передаче вещи. И нет никаких оснований распространять действие этой статьи на нематериальные объекты, какими являются результаты интеллектуальной деятельности, поскольку нематериальные объекты невозможно передать в вещно-правовом смысле данного слова. При этом не следует смешивать сами результаты интеллектуальной деятельности с материальными носителями, где воплощены такие результаты и средства, которые, естественно, могут передаваться".
--------------------------------
<39> Еременко В.И. О правовой охране смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. N 2. С. 32.
Представляется, что последняя точка зрения является более обоснованной. Сторонами договора являются, с одной стороны, правообладатель, в качестве которого может выступать исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель, которому ранее перешло исключительное право от указанных лиц и который передает его третьим лицами, и приобретатель исключительного права на соответствующий объект смежного права. В качестве последнего могут выступать любые субъекты гражданского права. Так, например, исполнения артистов-исполнителей, использованные в аудиовизуальном произведении, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, являются объектами смежных прав. Поэтому с ними следует также заключить договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, согласно которому одна сторона - исполнитель - обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного прав.
По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором на не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на объект смежных прав условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются. Таким образом, стороны вправе заключить как возмездный, так и безвозмездный договор на передачу (отчуждение) исключительных прав на объект смежных прав. Если же в договоре по каким-либо причинам будет упоминаться оплата, но не указана цена сделки, то договор может быть признан недействительным.