Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
Комментарий к статье 1308
1. Субъект смежного права (лицензиар), в качестве которого выступают исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель на объект смежного права, может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ). В качестве примера можно привести случай, когда организация эфирного или кабельного вещания намерена передать другой организации по лицензионному договору право неисключительного использования сообщения в эфире определенной радиопрограммы. Заключение указанных лицензионных договоров является правом, а не обязанностью правообладателей на объекты смежных прав.
В комментируемой статье дано определение лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав. Условия данного договора должны соответствовать общим положениям ст. 1235 ГК РФ, регулирующей лицензионный договор применительно ко всем результатам интеллектуальной деятельности (см. комментарий к ней). Сторонами лицензионного договора выступают: обладатель исключительного права на объект смежных прав - лицензиар и лицо, которому предоставляется право использования охраняемого объекта - лицензиат.
Предметом лицензионного договора является право использования одного из объектов смежных прав в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат согласно п. 1 комментируемой статьи может использовать данный результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Таким образом, право использования объекта смежных прав, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Срок действия лицензионного договора не может превышать срок действия исключительного права на объект смежных прав.
Возможны ситуации, когда в лицензионном договоре на использование объекта смежных прав срок его действия не определен. По общему правилу в таком случае срок действия лицензионного договора составляет 5 лет. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено ГК РФ. Последствием нарушения требования п. 4 ст. 1235 ГК РФ в данном случае является не недействительность договора, а лишь сокращение срока его действия до срока действия исключительного права.
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено следующее.
"Поскольку срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (абзац первый пункта 4 статьи 1235 ГК РФ), договор, содержащий условие о сроке его действия, превышающем срок действия исключительного права, считается заключенным на срок, равный сроку действия исключительного права.
Если срок действия исключительного права продлевается в установленном законом порядке после заключения лицензионного договора, то срок действия такого договора определяется исходя из его условий и нового срока действия исключительного права".
В лицензионном договоре может указываться территория, на которой будет действовать лицензия на использование объекта смежных прав. При отсутствии указания о территории, на которой допускается использование соответствующего объекта смежных прав, лицензиат вправе осуществлять его на всей территории Российской Федерации. Таким образом, теоретически в лицензионном договоре возможно указание на конкретный регион Российской Федерации, в котором будет действовать лицензия, однако на практике этого не происходит и обычно лицензионный договор заключается на всю территорию Российской Федерации.
В п. 5 ст. 1235 ГК РФ установлена общая обязанность лицензиата уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, действует презумпция возмездности этого договора, применимая и при заключении лицензионного договора на использование объекта смежных прав. Причем поколебать эту презумпцию может лишь прямое указание в договоре на то, что лицензионный договор является безвозмездным.
При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, в данном случае не применяются. Это обусловлено тем, что п. 3 указанной статьи устанавливает правило о порядке определения цены по возмездному договору, если это условие отсутствует в договоре и не может быть определено из его условий. Законодателем предложено учитывать цену, обычно взимаемую при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, работы или услуги. Однако поскольку любой результат интеллектуальной деятельности является уникальным, то вывести "среднерыночный размер" вознаграждения за предоставление права его использования невозможно, и поэтому указанная статья не применяется.
Каким образом будет осуществляться выплата вознаграждения по лицензионному договору, стороны решают сами. В частности, такая выплата может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в любой иной форме.
В данном случае подлежит применению и п. 5.1 ст. 1235 ГК РФ, введенный Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ, который установил общий запрет на безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии. Однако это правило носит диспозитивный характер и иное может быть установлено ГК РФ. Наличие подобного правила вызвано тем, что совершение подобных сделок противоречило бы самой сущности коммерческих организаций, деятельность которых направлена на извлечение прибыли.
Для перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю п. 7 ст. 1235 ГК РФ установлено своего рода право следования, характерное для вещных прав: ранее заключенный лицензионный договор сохраняет свою силу для нового правообладателя и переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем. Указанное правило подлежит применению и при заключении лицензионного договора на использование объекта смежных прав.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи допускается заключение в упрощенном порядке лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав, по которому предоставляется простая (неисключительная) лицензия на использование объекта смежных прав. Такой договор заключается по правилам ст. 1286.1 ГК РФ (см. комментарий к ней), предоставляющей открытую лицензию на использование произведения науки, литературы или искусства. Указанная статья определяет особенности открытых лицензий как договоров присоединения, заключаемых в упрощенном порядке и распространяющих свое действие на использование произведения науки, литературы или искусства. При заключении договоров открытой лицензии автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату, в качестве которого выступает любой желающий, простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства. Аналогичные правила действуют в отношении лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав.
Договор присоединения, упомянутый выше (см. ст. 428 ГК РФ), - это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Поскольку в договорах присоединения одной стороной обычно является коммерческая организация, а другой - потребитель, т.е. сторона более слабая, закон в соответствии предоставляет присоединившейся стороне право расторжения или изменения заключенного ею договора, если он хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Особенностью открытой лицензии как договора присоединения является то, что все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц, и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. Заключая такой договор, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения (оценочное понятие).