Статья 50. Скрытая запись
Комментарий к статье 50
1. Настоящей статьей определяются случаи правомерного распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки.
Отношения, непосредственно связанные с осуществлением прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Указанные правоотношения реализуются в силу гарантированного ч. 4 ст. 29 Конституции права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с указанным правом Конституция гарантирует также:
- неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
- тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23).
Частью 1 ст. 24 Конституции установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Декларируемый ст. 3 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом базируется на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и закрепившей право каждого человека на свободу убеждений и на свободное выражение их. Данное право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 3087-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 3 и частью 1 ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", гарантированное Конституцией право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом не должно осуществляться с нарушением прав и свобод других лиц, а его реализация возможна только в порядке, установленном законом.
При этом право на свободу информации, равно как и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, если им затрагиваются права личности, гарантированные ст. ст. 23, 24 и 25 Конституции, осуществляется как ограничивающее указанные права личности, которые находятся под особой, повышенной защитой Конституции и ограничение которых требует наличия предусмотренных федеральным законом оснований и (или) допускается только по судебному решению, вынесенному в соответствии с таким федеральным законом.
Общие принципы регулирования и реализации гражданами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом предполагают их конкретизацию в законодательстве, в том числе с учетом особенностей реализации и защиты коррелирующих с ними конституционных прав граждан применительно к новым сферам общественных отношений, складывающихся в связи с распространением информации в сети Интернет.
Принцип правового регулирования, предусматривающий свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, не должен быть основой для неправомерных требований граждан в случаях их фактического злоупотребления своими конституционными правами.
Скрытая запись представляет собой осуществляемую негласную (тайную, незаметную, неочевидную) фиксацию с помощью технических средств действия (бездействия) лица, который не осведомлен о ее производстве.
Существуют различные способы скрытой записи. Следует учитывать, что отдельные способы скрытой записи охраняются в том числе патентным правом. Например, имеется патент "Способ записи скрытого изображения. Патент N 2 699 031". Данное изобретение относится к способам записи информации с помощью оптических средств, а именно к ее сохранению на материальном носителе с использованием теплового луча оптического излучения, и может быть использовано, например, в микроэлектронике для кодирования и защиты продукции <53>.
--------------------------------
<53> Официальный сайт ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности". Патент изобретения "СПОСОБ ЗАПИСИ СКРЫТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ". URL: https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUPAT&DocNumber=2699031&TypeFile=html (дата обращения: 01.08.2021).
Комментируемая статья настоящего Закона не детализирует способы ведения скрытой записи, а ограничивается исключительно перечислением оснований для проведения такой записи, то есть фактически декларирует условия и цели скрытой записи.
2. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается в случае, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Однако комментируемый Закон не устанавливает перечень конституционных прав и свобод, которые не должны быть нарушены распространением скрытых записей. Логично утверждать, что имеются в виду все права и свободы, декларируемые гл. 2 Конституции.
3. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц.
По правилам ст. 152.1 ГК, регламентирующей охрану изображения гражданина, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за плату.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16, к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае СМИ выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.
Пример. При заявлении требования об обязании удалить статью, размещенную в электронном периодическом издании, и опубликовать ее опровержение истица указала, что указанные сведения порочат ее честь и достоинство, поскольку не соответствуют действительности. Статья содержала утверждения о том, что истица была уличена в разглашении адвокатской тайны и нарушениях при распоряжении денежными средствами доверителя, необоснованно удержала часть денежных средств от продажи наследства, давала незаконные рекомендации доверителю о непредставлении налоговых деклараций в налоговые органы.
Суд пояснил, что факт распространения в статье цитат из жалобы А. на адвоката, поступившей в Квалификационную комиссию, и из заключения Квалификационной комиссии сам по себе не может являться распространением сведений, порочащих честь и достоинство истицы или ее деловую репутацию. Какой-либо иной информации, не содержащейся в указанном заключении, публикация не содержит.
Данные об истице как об адвокате размещены на официальных сайтах Адвокатской палаты Московской области, Минюста. Данные об истице как о преподавателе МГИМО размещены на официальном сайте учебного учреждения. Соответственно опубликованная статья не содержит и какой-либо информации о частной жизни истицы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законных оснований для удовлетворения исковых требований об обязании удалить статью и опубликовать ее опровержение, взыскании с ответчика компенсации морального вреда не имеется, а поэтому в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2018 по делу N 33-40419/2018).
4. Третьим случаем правомерности использования скрытой записи выступает демонстрация записи по решению суда.
Использование записей как доказательств регламентируется процессуальным законодательством. Согласно ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Вместе с тем доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Исходя из положений ст. 59 ГПК суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 185 ГПК воспроизведение аудио- или видеозаписи осуществляется в зале заседания или ином специально оборудованном для этой цели помещении с указанием в протоколе судебного заседания признаков воспроизводящих источников доказательств и времени воспроизведения. После этого суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. При необходимости воспроизведение аудио- или видеозаписи может быть повторено полностью либо в какой-либо части. В целях выяснения содержащихся в аудио- или видеозаписи сведений судом может быть привлечен специалист. В необходимых случаях суд может назначить экспертизу.
Наличие в деле сведений, относящихся к частной жизни участвующих в деле лиц, не является безусловным основанием для принятия судом решения о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Судам при решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву обеспечения права лица на неприкосновенность частной жизни надлежит принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений.
Однако с учетом положений ст. ст. 182, 185 ГПК, ч. 4 ст. 241 УПК переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц, а также материалы аудиозаписи, фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, носящие личный характер, оглашаются и исследуются в ходе открытого судебного разбирательства только при наличии согласия этих лиц на оглашение и исследование таких материалов (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов").
Таким образом, по решению суда просмотр скрытой записи возможен в рамках любого судебного заседания для ознакомления с ней суда и участвующих в деле лиц.