Статья 14. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства о любительском рыболовстве, возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам
Комментарий к статье 14
1. Нарушение правил любительского рыболовства может повлечь административную и уголовную ответственность. Однако специальной ответственности за нарушение законодательства о любительском рыболовстве в настоящее время не устанавливается. Следует полагать, что в отношении нарушителей могут применяться общие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве.
К числу таких норм могут относиться, например, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море (ст. 8.17 КоАП РФ), нарушение иных правил рыболовства (ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ).
Еще одним заслуживающим внимания аспектом является ситуация, при которой ответственность наступает для лица, осуществляющего любительское рыболовство, в том случае, если оно, например, нарушило правила водопользования (ст. 8.14 КоАП РФ).
Стоит также обратить внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Что касается уголовной ответственности, то она наступает прежде всего за нарушение правил охраны водных биоресурсов. К числу таких нарушений может быть отнесена в первую очередь незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов (за исключением водных биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации). Такая деятельность является уголовно наказуемой, если она совершена с причинением крупного ущерба; с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биоресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним, а также на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия, в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ст. 256 УК РФ).
Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов в соответствии с разъяснениями высших судебных инстанций судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биоресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биоресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)".
Ответственность за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения, устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 253 УК РФ. Производимый без специального разрешения вылов водных биоресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, также полностью охватывается указанной нормой, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. 1 и 3 упоминавшейся выше ст. 256 УК РФ.
В особом порядке уголовным законодательством регулируются вопросы незаконной добычи, содержания, приобретения, хранения, перевозки, пересылки и продажи особо ценных водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных). Ответственность за данные деяния устанавливается ст. 258.1 УК РФ. К числу указанных выше видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, относятся, например, различные виды осетровых рыб <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Что касается упомянутых в ст. 258.1 частей водных биоресурсов, то под ними следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества (например, внутренние органы, кости, желчь, шкура и т.д.), под производными - продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры) <1>. К числу дериватов (производных) относится также икра различных видов, поэтому при приобретении икры рыб, отнесенных к охраняемым видам, необходимо иметь в виду, что она должна являться дериватом (производным) аквакультуры, что подтверждается документами завода-изготовителя. В противном случае покупатель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 258.1 УК РФ <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
<2> Материал направлен письмом прокуратуры г. Москвы от 19.03.2019 N 22-322019/44444 для размещения в СПС "КонсультантПлюс".
К числу уголовно наказуемых деяний ст. 257 УК РФ также относит производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биоресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биоресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Кроме того, рыбным запасам могут принести вред загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, ответственность за которые при наступлении существенного вреда устанавливается ст. 250 УК РФ.
Таким образом, специальной уголовной или административной ответственности за нарушение законодательства о любительском рыболовстве в настоящее время не установлено. Однако виновные лица могут быть привлечены к ответственности за правонарушения при осуществлении незаконной добычи водных биоресурсов или, в более общем виде, за нарушения водного законодательства.
2. Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам при осуществлении любительского рыболовства, регулируется Законом о рыболовстве, в частности его ст. ст. 52 и 53.
Общие правила возмещения вреда также регулируются гражданским законодательством. Так, ст. 15 ГК РФ устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Помимо общих правил возмещения вреда при исчислении вреда, причиненного водным биоресурсам, законодательством устанавливается, что размер такого вреда определяется в соответствии с таксами, утвержденными Правительством РФ, и методиками, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов (ст. 53 Закона о рыболовстве).
При исчислении ущерба, причиненного водным биоресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Законом о рыболовстве, дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100% таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам".
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам, применяется при установлении фактов нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и законодательства в области охраны окружающей среды. Данные правонарушения могут влиять на состояние водных биоресурсов и среды их обитания вплоть до утраты ими промыслового значения, привести к сокращению площади нерестилищ водных биоресурсов, мест обитания их молоди, снижению эффективности естественного воспроизводства водных биоресурсов, снижению рыбопродуктивности, а также к гибели водных биоресурсов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минсельхоза России от 31.03.2020 N 167 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам".
Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется Росрыболовством (его территориальными органами), подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими организациями <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ "О Федеральном агентстве по рыболовству".
Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, зависит от последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, среды их обитания и величины составляющих такой вред компонентов, включающих:
- размер вреда от гибели водных биоресурсов (за исключением кормовых организмов);
- размер вреда от потери прироста водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов (фитопланктона, зоопланктона, кормового зообентоса), обеспечивающих прирост и жизнедеятельность водных биоресурсов;
- размер вреда от ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов (утрата мест нереста и размножения, зимовки, нагула, нарушение путей миграции, ухудшение гидрохимического и (или) гидрологического режимов водного объекта);
- размер вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов;
- затраты на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды их обитания <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минсельхоза России от 31.03.2020 N 167 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам".
Также необходимо отметить, что незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению.
Перечень должностных лиц Росрыболовства, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов либо об уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру, утверждается приказом Минсельхоза России <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минсельхоза России от 27.08.2019 N 508 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов либо об уничтожении водных биологических ресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру".
Одной из проблем, которые возникают при решении вопроса о компенсации вреда, причиненного водным биоресурсам при осуществлении любительского рыболовства, является проблема доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившим вредом. В научной литературе ставится вопрос о том, имеет ли в данном случае решение суда общей юрисдикции по делу о привлечении к административной (или уголовной ответственности) преюдициальное значение при рассмотрении дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это решение <1>. С учетом правовых позиций высших судов следует отметить, что привлечение лица, виновного в причинении вреда водным биоресурсам, к административной или уголовной ответственности не имеет значения для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
--------------------------------
<1> См.: Хлуденева Н.И. Правовые проблемы определения размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / А.А. Аюрова, Е.Е. Баглаева, О.А. Беляева и др.; под ред. В.М. Жуйкова. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2019. Вып. 26.
В целом следует согласиться с высказанным в научной литературе мнением, что при принятии Закона о любительском рыболовстве "должным образом не реализованы регулятивные возможности специального закона в части мер предупреждения и пресечения правонарушений со стороны участников регулируемых отношений" <1>.
--------------------------------
<1> Ульянов А.В. О проблемах воздействия Федерального закона о любительском рыболовстве на регулируемые отношения // Экологическое право. 2020. N 4. С. 29 - 33.