Статья 52. Слияние обществ
Комментарий к статье 52
1. Первый пункт комментируемой статьи содержит определение понятия слияния общества с ограниченной ответственностью, указывая, что им признается создание нового общества с ограниченной ответственностью с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких ООО и прекращением последних.
Это определение в полной мере отражает сущность данной формы реорганизации и ее последствия после завершения реорганизации:
- прекращение участвующих в реорганизации двух и более ООО;
- создание одного нового ООО;
- универсальный характер правопреемства ("с передачей ему всех прав и обязанностей").
При оценке данного пункта надо учитывать, что он пока не отражает содержание абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ, указывающего на возможность проведения смешанной реорганизации (с участием двух и более юридических лиц, созданных в разных организационно-правовых формах). Согласно ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. Данное правило находит свое развитие в положениях ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и кооперативах. В частности:
- общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (ст. 92 ГК РФ);
- акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (ст. 104 ГК РФ);
- производственный кооператив может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах").
Следовательно, в настоящее время общество с ограниченной ответственностью вправе участвовать в реорганизации в форме слияния с участием полного или коммандитного товарищества и (или) акционерного общества и (или) производственного кооператива (в том числе сельскохозяйственного производственного кооператива), в результате которого будет образовано либо новое общество с ограниченной ответственностью, либо новое хозяйственное товарищество, либо новое акционерное общество, либо новый производственный кооператив (в том числе сельскохозяйственный производственный кооператив).
Выявленный пробел в регулировании призван восполнить проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Этим проектом вносятся общие изменения в ст. 51 Закона об ООО, которыми:
- с рядом технических изменений воспроизводится идея ст. 57 ГК РФ о смешанной реорганизации ("допускается реорганизация общества с участием одного и более обществ и (или) юридических лиц, не являющихся обществами, если федеральными законами предусмотрена возможность преобразования общества в юридическое лицо соответствующей организационно-правовой формы и (или) преобразования юридического лица соответствующей организационно-правовой формы в общество");
- предлагается правило, в соответствии с которым "в результате реорганизации с участием общества могут создаваться хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы".
Также этим проектом предполагается внесение необходимых изменений в комментируемую статью для учета возможности проведения совмещенной реорганизации.
2. Пункт 2 ст. 52 Закона об ООО определяет орган, принимающий решение о реорганизации, - общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью.
Следует отметить, что Закон об ООО, в отличие от Закона об АО, в настоящее время не устанавливает модель принятия единого решения о реорганизации, в рамках которого решаются все вопросы, необходимые для проведения и завершения реорганизации.
Во-первых, часть вопросов, необходимых для завершения реорганизации, принимаются на совместном общем собрании участников ООО, участвующих в слиянии.
Во-вторых, комментируемый пункт указывает, что общее собрание участников "принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта". Таким образом, Закон не требует (но и не исключает по аналогии с Законом об АО) принятия одного решения, в рамках которого утверждаются все указанные решения, а допускает принятие отдельных решений по этим вопросам, причем теоретически такие решения могут приниматься и не одновременно.
Из числа указанных решений не является обязательным утверждение передаточного акта, поскольку согласно п. 26 Постановления Пленума ВС РФ N 25 при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Как отмечено в указанном Постановлении, факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
При оценке решений, которые необходимо принять, также следует учитывать положения законодательства о рынке ценных бумаг в части принятия решения о замене эмитента облигаций для тех обществ, которые были эмитентами облигаций (ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг).
С учетом содержания комментируемого пункта Закона об ООО понятно, что к моменту проведения общего собрания все юридические лица, участвующие в слиянии, должны вынести на утверждение одинаковые договор о слиянии и устав общества, создаваемого в результате слияния. При этом Закон не указывает процедуру согласования таких документов, оставляя соответствующие вопросы на усмотрение самих участников реорганизуемых юридических лиц и (или) их органов.
Отметим, что проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предполагает в части модели реорганизации ООО в форме слияния радикальные изменения. А именно установление такой же модели слияния, которая в настоящее время действует для слияния акционерных обществ (ст. 16 Закона об АО), т.е. предполагается, что все решения, необходимые для начала и завершения реорганизации в форме слияния, будут приниматься собраниями участвующих в слиянии обществ с ограниченной ответственностью и иных юридических лиц.
3.1. Пункт 3 ст. 52 Закона об ООО определяет обязательность заключения при проведении реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме слияния договора о слиянии и определяет его обязательные условия <1>.
--------------------------------
<1> Также см.: Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. С. 482 - 494.
Следует подчеркнуть, что если в реорганизации участвует более двух юридических лиц, то это не предполагает возможность заключения нескольких отдельных договоров слияния даже с идентичным содержанием (исключая круг субъектов). Судебная практика и практика ФНС России такую ситуацию оценивают как нарушение законодательства, что влечет отказ в государственной регистрации (данные положения были сформулированы применительно к договору о присоединении <1>, однако они в полной мере распространяются и на случай слияния).
--------------------------------
<1> См. п. 1.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), направленного письмом ФНС России от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@.
Закон об ООО не определяет того, когда договор о слиянии должен быть заключен. Косвенно <1> можно предположить, что такой договор заключается после его утверждения общим собранием участников ООО.
--------------------------------
<1> Исходя из содержания п. 25 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 90/14.
Такой подход возможен и имеет свое обоснование (участники реорганизуемого общества дают согласие на его заключение). Однако, во-первых, это показывает, что такой договор ни в коем случае не является единственной формой согласования воли участвующих в реорганизации лиц, поскольку им еще до собрания необходимо согласовать текст (содержание) договора и иные условия реорганизации, а во-вторых, такая модель неприемлема при смешанной реорганизации с участием акционерного общества, поскольку нормы Закона об АО сформулированы таким образом, что предполагают наличие такого договора и действия сторон в развитие его условий еще до утверждения его общим собранием акционеров <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Габов А.В. Формирование органов акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 10 - 18.
Статья 52 Закона об ООО определяет отдельные обязательные условия договора о слиянии, среди которых указаны <1>:
- порядок и условия слияния;
- порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества.
--------------------------------
<1> В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" данное регулирование существенно изменится: данным проектом предполагается, что нормативное содержание договора о слиянии ООО будет существенно расширено и приближено к тому содержанию, которое установлено для договоров о слиянии АО (ст. 16 Закона об АО).
Следует иметь в виду, что дополнительно п. 4 комментируемой статьи упоминает еще одно обязательное условие - сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии.
Теоретически при проведении смешанной реорганизации, в результате которой создается акционерное общество, а также в случае реорганизации с сочетанием различных форм, в результате которой также создается акционерное общество, одним из условий договора о слиянии может быть определение лица, которое принимает решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния (ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг).
Для случаев реорганизации обществ с ограниченной ответственностью - кредитных организаций надо также учитывать требования п. 2.3 Положения о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утвержденного Банком России 29 августа 2012 г. N 386-П, в соответствии с которым договором о слиянии может быть предусмотрено открытие филиалов кредитной организации, создаваемых на основе реорганизуемых кредитных организаций (их филиалов).
3.2. Абзац 2 п. 3 ст. 52 Закона об ООО определяет судьбу долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, принадлежащих другим участвующим в слиянии обществам, - они погашаются. Данное правило следует очень осмотрительно применять в случаях смешанной реорганизации.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона об АО установлено, что при слиянии акционерных обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. Данное правило следует использовать при смешанной реорганизации, в которой участвуют общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.
Важное значение имеет п. 46.5 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, который устанавливает следующие правила погашения долей участия при смешанной реорганизации "при слиянии с участием юридических лиц, не являющихся акционерными обществами":
- погашаются "акции или доли в уставном капитале участвующих в слиянии хозяйственных обществ, принадлежащие другим юридическим лицам, участвующим в слиянии, а также собственные акции или доли в уставном капитале, принадлежащие участвующему в слиянии хозяйственному обществу";
- погашаются "доли в складочном капитале участвующих в слиянии хозяйственных товариществ, паи членов участвующих в слиянии производственных кооперативов, принадлежащие другим юридическим лицам, участвующим в слиянии, а также собственные доли в складочном капитале, принадлежащие участвующему в слиянии хозяйственному товариществу".
Отметим, что ни п. 3 ст. 52, ни иные положения Закона об ООО не определяют формы компенсации утраты участия участниками ООО, участвующих в слиянии.
Для практического применения положений комментируемой статьи следует учитывать указанное выше обязательное условие договора о слиянии о том, что им должен быть определен порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества с ограниченной ответственностью, участвующего в слиянии, на доли в уставном капитале создаваемого в результате реорганизации ООО. Следовательно, можно предположить, что участники реорганизуемых обществ не могут получить денежной компенсации за утрату членства (как аналог выкупа акций при принятии решения о реорганизации в форме слияния акционерного общества). Участники должны получить именно доли участия в новом обществе; пропорция такого участия определяется ими в договоре о слиянии.
Соответствующие положения надо учитывать и при проведении смешанной реорганизации, если в ее результате будет создана организация иной организационно-правовой формы. Отметим, что если будет создаваться акционерное общество, то при формулировании условий обмена следует учитывать требования Закона об АО и Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг.
4.1. Пункт 4 ст. 52 Закона об ООО регулирует порядок проведения совместного общего собрания участников ООО, участвующих в слиянии. Формально у такого собрания один вопрос компетенции - избрание исполнительных органов общества с ограниченной ответственностью, создаваемого в результате слияния.
Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии.
4.2. Абзац 2 комментируемого пункта определяет, что единоличный исполнительный орган ООО, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества. Такое положение в целом соответствует указаниям о заявителе при государственной регистрации, установленным ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц.
5. Пункт 5 ст. 52 Закона об ООО содержит общее правило о характере правопреемства при реорганизации в форме слияния. Такое правопреемство носит универсальный характер, что определяется формулой "все права и обязанности... переходят к обществу, созданному в результате слияния". Универсальность правопреемства в результате слияния предопределяется тем обстоятельством, что организации, осуществляющие слияние, прекращают существование, а потому возникает необходимость замены таких лиц вновь создающимся лицом во всех правах и обязанностях, которые существуют к моменту прекращения лиц, участвующих в слиянии.
Понятие "все права и обязанности" означает, что ко вновь созданному лицу переходят все права и обязанности прекратившихся лиц в том виде, объеме, как они существуют к моменту перехода. Это хорошо иллюстрируется следующим фрагментом из Определения Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N 1620-О-О, которое хотя и касалось случая реорганизации в форме присоединения, но по существу носит общий характер для случаев универсального правопреемства: "Происходящее при реорганизации юридических лиц в форме присоединения правопреемство, заключающееся в переходе к присоединившему юридическому лицу согласно передаточному акту прав и обязанностей присоединенного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами... относится к числу универсальных и призвано гарантировать сохранение обязательств и их исполнение за счет имущества вновь созданного в результате реорганизации юридического лица, обеспечение интересов кредиторов юридического лица, а также охватывает иные имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица".
Универсальный характер правопреемства имеет значение как для прав и обязанностей, возникших из гражданских правоотношений, так и для прав и обязанностей, возникших из разного рода публичных отношений.
В качестве примера можно привести ст. 50 НК РФ, согласно которой при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо; правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, на него возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Данные правила действуют и при исполнении обязанности по уплате сбора, страховых взносов, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и при исполнении обязанности налогового агента по уплате исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц при реорганизации юридического лица.
Еще один пример - ст. 2.10 КоАП РФ, в соответствии с которой при слиянии к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо, т.е. предусматривается правопреемство в части ответственности.
И тем не менее, отмечая универсальный характер правопреемства при реорганизации в форме слияния, надо сделать отдельный комментарий относительно судьбы тех прав и обязанностей, которые возникли у прекративших существование лиц из разного рода разрешений.
В этом вопросе в нашем законодательстве традиционно нет общего подхода. В одних случаях права переходят к правопреемнику (к примеру, в соответствии со ст. 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит при слиянии к правопреемнику). В других случаях допускается упрощенное переоформление имевшегося разрешения правопреемником (см., к примеру, ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). В некоторых случаях условием такого упрощенного переоформления является наличие соответствующего разрешения до реорганизации у всех прекративших в результате слияния юридических лиц (см., к примеру, ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Отдельные законы используют институт внесения изменений в сведения, содержащиеся в определенном реестре, в который ранее были включены данные о юридических лицах, прекративших свое существование в результате слияния (ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").